009. Валдайский Иверский монастырь, страница 13ПУТЕВОДИТЕЛЬ В 1688—89 годах стены Иверского собора расписали монастырские мастера под руководством Матвея Карпова. Что представляли собой эти росписи, сказать трудно: в 1704 году в монастыре был «непомерный пожар», и внутреннее убранство собора пострадало настолько, что ни о каком «подновлении» фресок речи не шло. К 1710 году, когда собор был заново освящен (на сей раз — во имя Успения Божией Матери), его украсили новыми фресками. Но и эти росписи дожили лишь до середины XVIII столетия, когда их заменили другими. Наконец, в 1830-е годы монастырское начальство сделало выбор в пользу популярной тогда масляной живописи и пригласило осташковских мастеров Ивана и Андрея Митиных. Созданные ими живописные композиции просуществовали до закрытия монастыря, хотя и они дважды обновлялись во второй половине XIX века. Программа росписей обусловливалась посвящением собора Божией Матери. Помимо традиционных сюжетов из Ветхого и Нового Завета, здесь можно было увидеть композиции, иллюстрировавшие житие Девы Марии. Кроме того, существенное место в «настенной летописи» Иверского (Успенского) собора занимали сцены из истории Иверского Афонского монастыря и его Валдайского «духовного наследника». Например, присутствовали здесь композиции «Явление Иверской иконы Божией Матери» и «Встреча списка с чудотворной Иверской иконы в Валдайском монастыре». После закрытия монастыря росписи и иконостас соборного храма были обречены. А шестиярусный иконостас Вверху слева: Иверский собор. Купола еще не позолочены. Вверху справа: Вид на купола собора с колокольни Валдайского Иверского монастыря. Внизу: Резные дубовые двери Иверского собора. Помимо кованых врат — это единственная деталь его первоначального убранства, сохранившаяся в неизменном виде до наших дней. представлял собой большую художественную ценность — выполненный в XVIII веке, он являлся одним из ярких памятников эпохи барокко в русском церковном искусстве. Восстановление Успенского собора началось сразу же после возвращения монастыря Церкви. В 1991 году Патриарх Алексий II отслужил в нем молебен перед Иверской иконой Божией Матери. Сейчас собор полностью отреставрирован снаружи, а купола его даже — впервые в истории обители — позолотили. Внутри работы еще ведутся. К 2008 году мастера закончили иконостас, сейчас восстанавливаются росписи. Процесс это очень долгий и трудоемкий. Сохранившиеся участки живописи необходимо укрепить, утраченные — воссоздать в соответствии с общим стилем. 12 января 2008 года Святейший Патриарх Алексий II совершил малое освящение собора, возвратив ему историческое название. Теперь соборный храм вновь, как и при основателе обители, именуется Иверским. Что же осталось в Иверском соборе от его первоначального убранства? Увы, не так уж много. Лишь дубовые резные двери и парадные кованые врата. Последние, впрочем, тоже потребовали кропотливой реставрации. Выкованные неизвестным русским мастером, они являются настоящим шедевром кузнечного искусства. «Это был великий мастер, — отзываются реставраторы-кузнецы о создателе врат, — который с помощью довольно примитивных орудий того времени сумел выковать подлинное чудо. Нам, его потомкам, остается гордиться тем, что на Руси были такие художники, и стараться подтягиваться к его высочайшему уровню». Как о чуде реставраторы говорят не только о вратах, но и о том, что им удалось сохраниться в минувшем столетии. Пристальное изучение кованого шедевра привело мастеров к выводу, что он серьезно пострадал от огня: «Возможно, они (врата) использовались в качестве решетки, которую туристы или местные жители устанавливали на кострах...» |