009. Валдайский Иверский монастырь, страница 18

009. Валдайский Иверский монастырь, страница 18

ПУТЕВОДИТЕЛЬ

н^сто^тельскне кельи

Строительство Настоятельских келий в Иверском монастыре относится к последней трети XVII века. Они составляют единый комплекс с колокольней и Наместническими кельями. В настоящее время Настоятельский корпус имеет два этажа и подвал. С южной стороны здания находится овраг, поэтому стены подвала поднимаются над землей приблизительно на три метра и воспринимаются как еще один «полноправный» этаж.

Особый интерес Настоятельские кельи представляют благодаря сохранившимся фрагментам изразцовых наличников, обнаруженным в процессе реставрации. Как удалось установить, когда-то великолепно исполненные изразцы украшали фасады многих монастырских зданий. Технологию производства изразцов привезли на Валдай иноки Кутеинского монастыря. В 1655 году, когда Иверская обитель только строилась, ее новый настоятель Дионисий II писал Патриарху Никону о начале изготовления изразцов: «А глину, государь, отыскали в селе Бо-городицыне (одно из названий Валдая), добра, а в той глине делает месщанин (мещанин) Копоса города Игнат Максимов изразцы пешные (печные), и на то изразцовое дело избу ему с сенми (сенями) поставили».

Вскоре изразцовое производство стало самым крупным в монастыре. Уже в 1656 году Никон велел отправить пять комплектов изразцов «с разными красками» на Патриаршее подворье в Тверь. Изразцами покрывали печи и

в самой обители. Кроме того, в монастырских мастерских изготавливались изразцы на продажу и для подарков высокопоставленным лицам.

В первые годы существования Валдайского монастыря производство «кафлей» постоянно расширялось. Мастера испытывали новые технологии и дошли до подлинного совершенства в изготовлении изразцов. Украшенные выпуклым растительным орнаментом, ярко расцвеченные, они имели исключительно нарядный вид — особенно на тогдашний вкус москвитян, любивших все пестрое и узорчатое.

Лучших валдайских мастеров-кафельщиков Патриарх Никон впоследствии забрал в Ново-Иерусалимский монастырь, дабы и там они потрудились и показали свое искусство.

Через некоторое время изготовление изразцов в Валдайской обители заглохло. Связано это было, в первую очередь, с обеднением монастыря. Потом, когда его материальное положение улучшилось, производство так и не возродили. И сегодня только наличники Настоятельского корпуса напоминают о самобытной валдайской «изразцовой школе».

Комплекс построек, в который входят Настоятельские кельи, колокольня и Наместнические кельи, расположен напротив Богоявленской церкви. Вместе с нею и Иверским собором он образует своеобразное «каре».

Изразцовые наличники Настоятельского корпуса.