009. Валдайский Иверский монастырь, страница 20«пр» mmКак и некоторые другие монастыри, Валдайский Иверский был основан на месте, которое почиталось в народе «худым». Но молитвы основателя и братии обратили худое место в святое.
Вверху: Валдайское озеро, освященное Патриархом Никоном. За Валдайским озером, которое избрал Патриарх Никон для строительства Иверского монастыря, издавна велась дурная слава. В глухих лесах вокруг еще скрывались древние капища, а жизнь здешних простолюдинов была пронизана языческими суевериями. О самом же озере местные жители рассказывали и вовсе несусветное: будто временами над озерной гладью поднимаются нечистые духи, принимая вид отвратительных чудовищ. О том же говорили и строители, присланные на остров посреди озера для возведения здесь монастыря. Неизвестно, то ли «у страха глаза велики», то ли действительно место это было чем-то нехорошо, но только Патриарх решил бороться с нечистью и бесовскими страхованиями кардинально. В один из своих приездов в Иверский монастырь он вышел на берег озера вместе со всем причтом, отслужил молебен и погрузил на его дно Евангелие с крестом. После чего назвал озеро Святым. Имя «Святое» за озером не прижилось. Его по-прежнему называют Валдайским. Но в официальном названии монастыря оно осталось — правда, не заменяя собой другого, древнейшего, имени озера, но лишь дополняя его: Валдайский Иверский Святоозерский Богородицкий монастырь. Вверху: Валдайское озеро, освященное Патриархом Никоном. Внизу: В Иверском монастыре обитает множество голубей. Возможно, даже больше, нем на площади Сан-Марко в Венеции. После столь необычного освящения вод над озером — точнее, над островом, где строился монастырь, — было необыкновенное видение. «Столп огнен, — писал Патриарх Никон царю Алексею Михайловичу, — явися от земли до небеси, и от того огненного столпа окрест свет блиста велик зело; версты по три и по пяти и по десяти и по двадцати и более, яко во дне святитеся всему». Это видение, равно как явление святителя Филиппа, о котором мы упоминали в предыдущих разделах, укрепило Никона в убеждении, что возведение обители на Валдае угодно Богу. Интересно, что Валдайский монастырь не был первым монастырем, основанным на месте с дурной славой. Например, когда прп. Варлаам Ху-тынский пришел на Хутынь (то есть именно на «худое, злое место») ради подвига отшельничества, его стращали тем, что здесь водятся несметные полчища нечистых духов. Но преподобный не испугался, и со временем на «худом месте» выросла одна из самых значительных обителей северозападной Руси — Варлаамо-Хутынский монастырь, распространивший свет христианского просвещения на много верст окрест. То же самое произошло постепенно и с Валдайской обителью: она стала основным богомольем, центром духовного притяжения не только для валдайцев, но и для жителей более отдаленных городов и весей. Последующие чудесные события, происходившие в Валдайском Иверском монастыре, связаны главным образом с Иверской иконой Божией Матери. Самое известное из них, приводимое ныне почти во всех источниках, посвященных монастырю, — прекращение эпидемии холеры в 1848 году. Эпидемия 1848 года была одной из тяжелейших. По широте распространения и смертности она оставила далеко позади холеру 1831 года, знаменитую |