009. Валдайский Иверский монастырь, страница 22

009. Валдайский Иверский монастырь, страница 22

и mm ишл жш мири

Одна из самых почитаемых в России икон Пресвятой Богородицы появилась у нас благодаря Патриарху Никону, заказавшему список с Иверской иконы на Афоне.

Заказанный Патриархом Никоном список с Иверской иконы бесследно исчез после закрытия Валдайского монастыря, и теперь здесь находится Иверская икона из кладбищенской церкви города Валдая.

Патриарх Никон много слышал о чудотворной иконе Божией Матери Портаитиссе (Вратарнице), пребывающей в Иверском монастыре на Афоне. Написанная, по преданию, самихм апостолом Лукой, икона эта не раз спасала афонских иноков от различных бедствий. Обитель на Валдае

Патриарх решил строить по образцу афонской и хотел снабдить ее точным списком с чудотворного образа. Намерение свое он поведал царю Алексею Михайловичу. В то время между царем и Патриархом еще не было «безсоветия», и монарх поддержал намерение Никона «добыть» список со святой иконы.

По одной версии, он (список) сделан был русскими мастерами, специально посланными на Афон. По другой — более красивой,— Патриарх Никон, воспользовавшись пребыванием в Москве Иверского архимандрита Пахомия, попросил снять с образа Божией Матери точную копию и прислать ее в Москву вместе с планом Иверского монастыря. Спустя некоторое время икона была доставлена — с сопроводительным письмом, где говорилось: «Собрав всю братию 365 братов, и сотворили есьма великое молебное пение, с вечера и до света, и святили есьма воду со святыми мощами, и святою водою обливали чудотворную икону Пресвятой Богородицы старую Порта-ицкую, и в великую лохань ту святую воду собрали, и собрав, паки обливали новую доску, что сделали от кипарисо-ва дерева. И опять собрали ту святую воду в лохань и потом служили святую и Божественную литургию с великим дерзновением. И после литургии дали ту святую воду и святые мощи иконописцу, отцу, господину Иамвлиху Романову, чтобы ему, смешав святую воду и святые мощи с красками, написать святую икону».

Далее в письме указывалось, что иконописец постился во все дни работы, употребляя пищу «токмо в субботу и воскресенье», а братия «по дважды в неделю совершала Всенощные и Литургии». Заканчивалось послание афонских иноков так: «И та икона новона-писанная не разнится ни чем от ней ни длиною, ни шириною, ни ликом, только слово в слово новая аки старая».

Сопровождали список с Иверского образа в Москву, как гласит предание, иеромонах Корнилий и инок Ники-фор. И уже при переправе через Дунай