009. Валдайский Иверский монастырь, страница 25

009. Валдайский Иверский монастырь, страница 25

«ншбрииши» дуб

В последнее время среди туристов, посещающих святыни, получили распространение довольно странные обычаи: обнимать «святые» деревья, бросать деньги в святые источники. В каждом монастыре с этим языческим поветрием борются по-своему.

монастырском дворе, напротив братских келий, растет дуб. Каким-то образом в среде «благочестивых туристов» зародилось поверье, будто это дерево выросло из желудя Мамврийского дуба, присланного Патриарху Никону из Святой Земли. Мамврийский дуб — святыня общехристианская, поскольку под этим деревом несколько тысяч лет назад Авраам оказал гостеприимство трем Божественным Странникам, Пресвятой Троице. Но дуб из Валдайского монастыря в родственных отношениях с Мамврийском дубом состоять не может. Ему, как говорят ученые, не более двухсот пятидесяти лет.

Однако некоторые паломники все равно с особым благоговением относятся к дубу. И — обнимают его, «напитываясь энергией». Заметив впервые такое странное отношение к дереву, монахи удивились. Когда «напитывание энергией» стало повторяться вновь и вновь, они, желая искоренить идолопоклонство, прикрепили к дереву небольшую копию Иверской иконы Божией Матери, чтобы люди прикладывались не к дубу, а к иконе. Это был здравый во

всех отношениях шаг, поскольку запретительные меры в таких случаях помогают, как правило, мало. (Да и что можно было бы сделать? Повесить на дереве табличку: «Дуб не обнимать»? Курьезно.) Но тут обнаружилась новая напасть — вокруг дерева, в расселинах корней стали находить монеты. Обычай оставлять мелкие деньги «в памятных местах» сложно назвать благочестивым. Однако в последнее время он почему-то особенно укоренился среди туристов, путешествующих по святым местам. Рубли и копейки кидают даже в святые источники. Возле некоторых из них уже появились просьбы: «Православные! Не бросайте деньги в воду». А монеты все равно летят и летят.

В Валдайском монастыре хранятся частицы мощей многих святых. Среди этих святых вмч. Пантелеймон, прп. Сергий Радонежский, св. Иаков Боровичский, вмч. Анастасия Узорешительница, прп. Амвросий Оптин-ский. На фото — ковчег с частицами мощей в церкви Архистратига Михаила.

Вверху слева: Дуб. Величественный и старый. Но — «не Мамврийский».

Вверху справа: Икона и ящик для пожертвований на стволе.

Учтя желание паломников оставлять свои рубли не в кружке для пожертвований, стоящей в храме, а именно возле дуба, монахи повесили рядом с иконой ящик для денег. Так произошло воцерковление языческой традиции. Собственно, подобными вещами Церковь занимается уже очень давно — с самого Крещения Руси. И проявляет в этом деле немалую находчивость. Но все-таки обидно, что языческие предрассудки владеют многими до сих пор, и Церкви приходится заниматься тем же самым, что и тысячу лет назад. И обидно еще, что те, кто стремится к «Мамврийскому» дубу, забывают о подлинных святынях, находящихся в монастыре, — об Иверской иконе и ковчеге с частицами мощей прославленных святых.