009. Валдайский Иверский монастырь, страница 27МОНАСТЫРЬ И МИР могла обеспечить все возраставшую потребность в богослужебных и учебных книгах. Несмотря на то, что со времени издания Иваном Федоровым «Апостола» прошло уже сто лет, положение вещей изменилось мало. Книги печатались медленно и плохо. В XVI веке было отпечатано всего восемнадцать наименований книг, причем тираж в несколько сот экземпляров считался вполне достаточным. Вплоть до учреждения на Москве Патриаршества книгопечатание было «спорадическим». Книги то издавались, то не издавались. Лишь с 1589 года стало возможно говорить о регулярном издании хотя бы того минимума книг, который был потребен для отправления богослужений. Первой книгой, изданной при Патриархе Московском, стала «Триодь Постная» — книга, содержащая службы Великого поста и предшествующих грех недель. Но и после учреждения Патриаршества книгопечатание в Москве «уставиться» как следует не успело. Началось Смутное время. Окончательное устроение Московского печатного двора связано с правлением первого царя из дома Здание Синодальной типографии на Никольской улице в Москве на гравюре начала XIX века. Синодальная типография — прямая наследница Московского (или Государева) печатного двора, основанного при Иване Грозном. МП «Апостол» — книга, предназначенная для чтения в церкви. Включает в себя Деяния и Послания святых апостолов и делится на главы и «зачала» (фрагменты для чтения за различными богослужениями). Романовых, Михаила Федоровича. Тогда же была основана так называемая Правильная палата (что-то вроде «редакторского отдела»), где текст книг готовился к печатанию. Дело это было чрезвычайно важным, поскольку практически все книги, выходившие в свет в конце XVI — первой половине «Апостол» (1564) — первая печатная книга, выпущенная в Московском государстве. XVII веков, были церковными, и от богословской и лингвистической подкованности справщика зависело, будет ли служба в храме Божием отправляться должным образом. Увы, Правильная палата не всегда оказывалась на высоте, и в книги все равно прокрадывались досадные ошибки. Причем не только по невежеству справщиков, но и по «злонамеренности» некоторых из них. Например, известно послание Патриарха Филарета от 1633 года, содержавшее требование отобрать из всех монастырей и храмов двумя десятилетиями ранее изданный Типикон и отправить в Москву для предания огню, поскольку те Уставы печатал «вор, бражник, чернец Логгин, и многие в тех Уставах статьи напечатаны не по апостольскому и не по отеческому преданию, своим самовольством». Таким образом, становится ясно, что предпринятая Никоном попытка завести печатное дело в Валдайском Иверском монастыре есть серьезный шаг в распространении духовного просвещения. К сожалению, вследствие опалы Патриарху не удалось развить и умножить начатое. В 1665 году он, затворник Ново-Иерусалимского монастыря, не будучи в состоянии надзирать за книгопечатанием в Иверской обители, повелел переправить к нему Валдайскую типографию. Но она уже не пригодилась. В 1666 году Патриарх Никон был осужден Большим Собором и отправлен в дальнюю ссылку. |