009. Валдайский Иверский монастырь, страница 28

009. Валдайский Иверский монастырь, страница 28

mm ырь и горад б мжлт m

В погожий день с монастырской пристани легко увидеть город Валдай, вольготно раскинувшийся на берегу озера. Существуя в столь близком соседстве, монастырь и город не могли не оказывать взаимного влияния друг на друга.

алдай — не самый старый из русских городов. Первые упоминания о деревне Валдайское Селище относятся к XV веку. Тогда в деревеньке было всего два двора. Жили в них крестьяне Яков и Клим Де-меховы, отец и сын.

Развитие и рост Валдайского Селища и близлежащих деревень относится к XVI веку, когда потребовалось организовать регулярное сообщение между Новгородом и Москвой. На дороге поставили станции, где путники переменяли лошадей. Назывались они ямами — от татарского слова «дзям» (дорога).

«Шоссе», пролегшее через Валдай, и ямская станция, основанная в нем,способствовали быстрому росту населения, появлению новых ремесел. С 1573 по 1584 год число дворов в Валдае увеличилось с сорока до девяноста. Тогда же в селе появилась деревянная церковь во Соборная площадь в городе Валдае. имя св. Параскевы Пятницы с колокольней.

Валдайский Иверский монастырь также оказал значительное воздействие на судьбу села. В мае 1654 года царь Алексей Михайлович закрепил Валдай (а также другие окрестные села) за монастырем, а монастырь был заинтересован в том, чтобы в его селе жил народ трезвый, крепкий и трудолюбивый. Особое внимание уделялось развитию ремесел и церковному строительству. В 1694 году в Валдае построили первую каменную церковь — Троицкий собор. Многократно перестроенный, он сохранился до наших дней. Правда, теперь в нем размещается районный дом культуры.

С момента основания Петербурга в истории Валдая открылась новая глава. Грунтовая дорога, проложенная между старой и новой столицами, никогда не пустовала. Через Валдай непрерывно двигались обозы, груженые снедью и мануфактурой, шли войска, мчались курьеры. И все проезжие разносили по Московско-Петербургскому тракту славу о валдайских баранках. Да, именно «бараночное производство» прославило Валдай первым, а вовсе не литье колоколов, зародившееся здесь лишь в конце XVIII века.

Очевидно, своим рождением валдайский колокольчик обязан како

му-нибудь местному кузнецу, которому в один прекрасный день прискучило заниматься только лишь лошадиными подковами да ремонтом экипажей. Надо сказать, что во второй половине XVIII века в городе насчитывалось около полусотни кузниц, и ни одна из них без дела не простаивала — столь велик был спрос на кузнечные работы. Работали валдайские кузнецы и для Иверского монастыря.

В 1770 году Екатерина II присвоила Валдаю статус города, даровав ему герб, на котором присутствовала корона — символ монаршей благосклонности. А уже в начале XIX века слава о Валдае и его колокольцах шла (точнее — звенела) по всей России. Наибольшей популярностью пользовались, конечно, маленькие (поддужные) колокольчики и бубенцы. Звонкие и прочные, с ласково-провинциальными надписями «Дар Валдая» или «Кого люблю, того дарю», они были так хороши и так бойко раскупались, что уже в 1830-е годы их подделывали в других областях, и порой надпись «Дар Валдая» можно обнаружить на совсем «невалдайских» колокольчиках. Лили в Валдае также и большие — весом до двух тысяч пудов — колокола.

К 1834 году дорогу между Москвой и Петербургом вымостили камнем, и движение по ней пошло еще бойчее. Однако в 1851 году пустили Николаевскую железную дорогу, и жизнь в бывших придорожных селах и на почтовых станциях стала замирать. Перевозкой грузов и пассажиров занялись теперь не ямщики, а паровозы. Ремесла и тор-