009. Валдайский Иверский монастырь, страница 4ХРОНОЛОГИЯ 1652 Митрополит Новгородский Никон (будущий Патриарх) возглавляет перенесение мощей свт. Филиппа из Соловецкого монастыря в Москву. По дороге Никону в сонном видении является свт. Филипп и благословляет его на строительство монастыря на Валдае. 1653 Летом начинаются работы по возведению монастырских зданий. Царь Алексей Михайлович закрепляет за Иверским монастырем Боровичский Яковлевский монастырь с угодьями. 1654 За монастырем закрепляется Валдайское озеро, а также многие другие угодья и вотчины. Перенесение мощей св. Иакова Боровичского в Иверский монастырь. 1655 Начинается строительство каменного собора. 1656 Патриарх Никон привозит в монастырь точный список с афонской Иверской иконы Божией Матери. 1704 Пожар в монастыре. 1712 Иверская обитель вместе со всеми своими угодьями приписана к Алек-сандро-Невской Лавре. «Приписным» монастырь оставался до 1730 года. 1764 Монастырь отнесен к первому классу. 1848 Эпидемия холеры в Валдае. Иверскую икону Божией Матери обносят крестным ходом вокруг города. 1858 Сделана новая рака для мощей св. Иакова Боровичского. 1918 В монастыре начинаются реквизиции. 1919 Монастырь преобразован в Иверскую трудовую артель. 1922 Обыск в монастыре. Арест архимандрита Иосифа. 1927 Иверская трудовая артель снята с государственной регистрации. 1991 Валдайский Иверский монастырь передан Новгородской епархии. Портрет Патриарха Никона работы неизвестного художника XVII века. Спустя год в монастырь прибыла многочисленная братия — около семидесяти человек. Все эти иноки прежде подвизались в Оршанском Кутеинском монастыре, находившемся на территории современной Белоруссии. Жизнь их в Белоруссии была неспокойна, приходилось постоянно сносить притеснения от униатов, и иноки рады были новому пристанищу, наблюдаемому к тому же таким высоким попечителем, как Патриарх Никон. Из числа новой братии был поставлен и наместник — Дионисий II. Уже в первые годы своего существования Валдайский Иверский монастырь мог назваться одним из богатейших русских монастырей. К нему были приписаны Валдайское озеро с островами, села Валдай, Боровичи, Вышний Волочек и другие, а также множество угодий и вотчин. В 1656 году, то есть буквально через несколько лет после основания обители, здесь освятили каменный собор. На освящение Патриарх Никон привез копию Иверской иконы Божией Матери, выполненную иконописцем афонского Иверского монастыря. На Рождество 1657 года в Иверскую обитель должен был пожаловать царь — во всяком случае, Патриарх Никон приглашал его. Но государь не приехал. В 1658 году между ним и Пат- Иверская часовня в Москве, где поместили один из списков с Иверской иконы Божией Матери. Фотография конца XIX столетия. риархом началось, по слову летописца, «безсоветие», и царь так и не побывал в монастыре, об устроении которого он еще недавно заботился. Да и Никон в 1658 году приезжал сюда в последний раз. Прожив здесь три месяца, он уехал в Ново-Иерусалимский монастырь, где в добровольном изгнании томился восемь лет. В 1666 году Большой Церковный Собор осудил Патриарха и приговорил его к ссылке в отдаленный Ферапонтов монастырь. Когда Никона постигла опала, все монастыри, основанные им (Ново-Иерусалимский, Валдайский Иверский и Онежский Крестный), признали созданными «не по уставам святых отцов». Богатые монастырские вотчины отошли в казну, а братию «расформировали» по другим обителям. Но в 1668 году это распоряжение отменили, и Иверский монастырь получил обратно все угодья и привилегии, когда-то дарованные ему. В 1712 году Валдайский Иверский монастырь со всем его имуществом и угодьями приписали к строившемуся в Санкт-Петербурге Александро-Нев-скому монастырю (позже — Лавре). К 1730 году обитель вернула себе самостоятельность, но при этом оставила в ризницах столичного монастыря часть своего богатства: расшитые жемчугом священнические облачения, украшенные алмазами митры, четыре золотых напрестольных креста, — и это не считая двух колоколов и прочих, менее ценных, но не менее нужных в хозяйстве вещей.
|