009. Валдайский Иверский монастырь, страница 6ИСТОРИЯ Список XIX века с Иверской иконы Божией Матери, находящийся в Богоявленском храме монастыря. Все эти лишения не помешали Валдайскому монастырю в 1764 году, при составлении штатов, оказаться в первом классе. В это время обитель владела 4275 десятинами пахотной земли и 7133 душами крестьян. Кроме того, были у нее подворья в Москве и Новгороде и пять приписных монастырей. И все же к концу XVIII века Иверская обитель, оставаясь второй по значению в Новгородской земле, пришла в упадок. Лишь в XIX столетии она несколько воспрянула в хозяйственном отношении. В середине XIX века настоятелем монастыря стал архимандрит Лаврентий, оставивший добрую память по себе во всей округе. Ремонтируя и украшая монастырские постройки, он не забывал и о тех, кто жил за стенами монастыря. Всякого голодного он старался накормить, всякого холодного — одеть и обогреть. Устроив странноприимный дом при обители, где кормились буквально тысячи людей, он говорил братии: «Это наш долг перед Царицей Небесной». И в самом деле, ощущал себя не благотворителем, а вечным должником. К началу XX века в Валдайском Иверском монастыре насчитывалось около 70 насельников. Жил он исключительно собственными доходами — от рыбной ловли, продажи молока, скота, овощей. Не последнюю статью дохода составляли регулярные крестные ходы с Иверской иконой Божией Матери, участие в которых принимали тысячи людей. Вообще, в новгородских пределах Иверская обитель была излюбленным местом паломничества благочестивых крестьян и городских жителей. На праздники сюда стекалось до 15 тысяч богомольцев. Монастырский уклад был строг — настолько, что не всякий «чужой» монах мог выдержать его. А приходили на Валдай из других обителей многие, наслышавшись о благочестивой жизни здешних иноков. Впереди насельников Иверского монастыря ждали тяжелые испытания. Уже начиная с января 1918 года новая власть постоянно грабила монастырь, реквизируя у него «излишки» то хлеба, то овощей, то скота. Около полугода монахи сносили визиты распоясавшихся «товарищей». 15 июля, когда была объявлена очередная масштабная реквизиция «хлебных излишков», иноки ударили в набат. Монастырские колокола были очень хорошо слышны в городе, и жители Валдая, еще не оробелые перед Советской властью, вышли на улицы, захватили оружейный склад и ринулись к монастырю. С тревогой наблюдал с монастырского острова продотряд, как на противоположном берегу растет возмущенная — и вооруженная — толпа валдайцев. По некотором размышлении прод-отрядовцы решили усмирить народ, предложив выйти к нему настоятелю, архимандриту Иосифу. Отец Иосиф, всеми силами души желая не допустить кровопролития, согласился. Уже возле берега лодки, в которых находился архимандрит вместе с отрядом экспроприаторов, были обстреляны валдайцами, не заметившими отца настоятеля. Случайная пуля, предназначавшаяся кому-то из большевиков, ранила архимандрита. |