013. Ферапонтов Белозерский Богородице-Рождественский монастырь, страница 6

013. Ферапонтов Белозерский Богородице-Рождественский монастырь, страница 6

ИСТОРИЯ

строения монастыря. Формирование каменного архитектурного ансамбля обители происходило на протяжении XVI—XVII веков. Сначала были построены Благовещенская церковь с трапезной палатой и Казенные кельи, а столетием позже — церковь преподобного Мартиниана, надвратная Богоявленская церковь и колокольня.

И во времена преподобного Мартиниана, и при его ближайших преемниках Ферапонтов монастырь славился «ученостью иноков». Здешняя библиотека была весьма богатой (уступая, пожалуй, лишь собранию рукописей Кирилло-Белозерского монастыря),

а некоторые насельники достигли высокого мастерства в переписывании и переплетении книг. Большинство рукописей Ферапонтова монастыря датируется исследователями XVI веком. Очевидно, что этим периодом и ограничивается процветание письменности в обители. В XVII веке действительность ставила перед монастырем более серьезные задачи, чем пополнение книгохранилища.

В начале столетия Ферапонтов монастырь был разорен польско-литовскими и казацкими отрядами. Главной их целью являлся более обширный и богатый Кирилло-Белозерский монастырь,

Ферапонтов монастырь на рисунке I860 года. К этому моменту обитель уже более шестидесяти лет существовала как приход.

но, хорошо укрепленный, защищаемый многочисленной братией и мирянами, он оказался шайке разбойников не по зубам. Тогда они, ища легкой добычи, отправились грабить окрестности и, разорив близлежащие села и деревни, вышли к Ферапонтовой обители. Монахи знали об их приближении и, не имея возможности защищаться (здесь не было таких стен, как в Кирилло-Бело-зерском монастыре), постарались хотя бы надежно спрятать наиболее ценные вещи. По-видимому, единственное, что «воровские люди» сумели унести, — это черный бархатный покров с гробницы преподобного Мартиниана. Но, конечно, натешились и наизгалялись и над людьми (а на ту пору в обители находились не только иноки, но и местные жители, спасавшиеся от лютых захватчиков), и над святынями они вволю. После ухода разбойников из монастыря сюда из Кирилло-Белозерской обители прислали монастырского служку Григория Мороза, чтобы он разузнал, куда дальше отправились «воры». Он собственными глазами видел следы их хозяйничанья в монастыре, история сохранила до наших дней его свидетельство в пересказе монастырского летописца: «Был-де он в Ферапонтове

шттш

В 1898 году Ферапонтов монастырь отмечал свое пятисотлетие. Это был грустный праздник, поскольку вот уже сто лет в монастыре не существовало монашеской общины. К юбилею монастыря прп. Ферапонта в Санкт-Петербурге вышла тиражом полторы тысячи экземпляров книга под названием «Ферапонтов Белозерский, ныне упраздненный монастырь, место заключения Патриарха Никона». Автором ее был И. И. Бриллиантов (1870—1934), уроженец села Цыпина, сын священника. Цыпино находилось близ

Кирилло-Белозерского и Ферапонтова монастырей, поэтому Иван Иванович с детства был знаком с историей этих оплотов духовности. Окончив Санкт-Петербург-скую духовную академию со степенью кандидата богословия, он посвятил себя преподавательской деятельности и исследованию истории «родных» обителей. Особенную известность получила его книга о Ферапонтове монастыре, ради написания кото

рой Бриллиантов несколько лет изучал его архивы, рассеянные по различным книгохранилищам. Именно она, между прочим, во многом подтолкнула игумению Таи-сию, управлявшую в то время Леушинским женским монастырем, к мысли о возрождении монашеской жизни в Ферапонтове. В 1900 году она писала И. И. Бриллиан-тову о его труде: «Прочтение его произвело на меня то впечатление, что во мне воз

горелось сильное желание возобновить эту старинную святую обитель, превратив ее, конечно, в женскую».

вЕРАПОНТОВЪ БВДОЗЕРСКИ

ПАТР1АРХА НИКОНА.

Современному читателю книга И. И. Бриллиантова доступна благодаря репринтному переизданию. Сама она давно уже стала библиографической редкостью.