014. Варлаамо-Хутынский Спасо-Преображенский монастырь, страница 25святыни стояла тут же. Гробовую крышку после этого вернули на место. В 1471 году Хутынский монастырь почтил своим присутствием великий князь московский Иван III. Связан был этот визит с не вполне мирными событиями. При Иване III шло быстрое объединение Руси вокруг Москвы. Великий князь уже присоединил к своим владениям Ярославль, на очереди был традиционно оппозиционный Новгород. Поводом к военному походу послужило приглашение на княжение, сделанное новгородцами литовскому государю-католику Казимиру. В результате Новгород покорился москвичам (спустя семь лет он и вовсе потерял независимость). Иван III пожелал поклониться мощам преподобного Варлаама и, прибыв в Хутын-скую обитель, повел себя довольно несдержанно — как, впрочем, обычно и ведут себя победители. «Для чего не открывают гроба чудотворца, чтобы можно было приложиться к мощам его?» — строго вопросил он игумена Нафанаила, ударяя своим жезлом о пол. Ответ игумена, объяснившего, что «издавна никто не смеет видеть лица его», разгневал князя. Он велел снять крышку. Но едва лишь сдвинули каменную доску, как из гроба повалил густой дым и вырвались языки пламени — да такого сильного, что оно опалило стену и южную дверь алтаря. Иван III, бросив жезл, бежал в ужасе из храма. Этот жезл долго хранился в обители; в XIX веке его (или, по другим сведениям, его копию) поместили в каменной руке, выполненной над ракой с мощами преподобного. Повторение этой древней истории случилось, если верить рассказам местных жителей, уже в советское время, когда председатель местного сельсовета самочинно решил «проверить» святость места, к которому не зарастала паломническая тропа и в самые безбожные годы. Он пошел в оскверненный храм и попытался открыть гробницу преподобного. После этого услышали страшный крик и увидели выскочившего из церкви незадачливого «исследователя» — обожженного с ног до головы. Впрочем, мы немного забежали вперед. Местное почитание преподобного Варлаама Хутынского очень быстро переросло во всероссийское — особенно чтили святого в Москве, которую он, по преданию, спас в начале XVI века, во время нашествия орд крымского хана Мехмет-Гирея. В 1639 году мощи преподобного поместили в позолоченную серебряную раку, пожертвованную неким Мироном Нахлоповым. В 1853 году ее заменили новой богатой ракой — тоже серебряной. Над ракой была устроена сень, над нею простиралась уже упомянутая рука с жезлом Ивана III, а возле нее находились вериги преподобного Варлаама, сделанные в виде иноческого парамана, но из железных звеньев. После революции все это было разграблено, но гробница с мощами осталась на месте. Люди продолжали идти в поруганный храм, ко гробу преподобного, тут всегда горела лампада и даже тайно совершались службы. Необходимость скрываться отпала в 1990-е годы. Ныне сюда, к мощам святого, как и века назад, едут паломники из самых дальних уголков страны. нш Параман — часть монашеского одеяния. Состоит из двойных перевязей, сплетенных из шерстяных ниток; спускаясь крестовидно с шеи, обнимает плечи и под мышками перепоясывает одежду. Простые монахи носят параман на хитоне, а не поверх одежды, как схимники. Своей формой параман символизирует крест, который инок принимает, давая обет следовать за Христом. |