014. Варлаамо-Хутынский Спасо-Преображенский монастырь, страница 28

014. Варлаамо-Хутынский Спасо-Преображенский монастырь, страница 28

МОНАСТЫРЬ И МИР

I я

«Портрет Д. А. Державиной», созданный В. Боровиковским в 1813 году.

i гмта

Владимир Лукич Боровиковский (1757—1825) был в некотором смысле «семейным» художником Державиных. Перебравшись в конце 1780-х годов с Украины в Петербург, он первое время обитал у архитектора и литератора Н. А. Львова, ближайшего приятеля поэта, вследствие чего стал полноправным членом так называемого «Дер-жавинского кружка», в который входили, помимо Державина, Н. Львов, В. Капнист, И. Хемницер, И. Дмитриев, и сблизился с самим поэтом. Известны созданные Боровиковским два портрета Державина, один портрет его первой жены, Екатерины Яковлевны, и два портрета второй жены поэта, Дарьи Алексеевны. «Портрет Д. А. Державиной», датируемый 1813 годом, относится к «званскому» периоду жизни Державина. Героиня полотна, выполненного в стилистике позднего классицизма (яркие локальные цвета, скрупулезная

линия, точность в передаче деталей), изображена на фоне своего поместья (Званка была записана на имя Дарьи Алексеевны); правой рукой она словно приглашает зрителя полюбоваться имением, тщательно обустроенным ее трудами. В искусствоведческой литературе часто утверждается, что Боровиковскому, при всем его техническом мастерстве, недостает проникновения во внутренний мир модели, но этот портрет как будто противоречит распространенному взгляду — образ, предложенный художником, ни в чем не расходится с известными свидетельствами современников, описывавших особенности характера Дарьи Алексеевны: «Красавица высокого роста и крупных форм, величавая, но холодная... Была сосредоточена в самой себе, сдержанна и суха в обращении, даже с близкими людьми, часто не любезна даже к друзьям своего мужа...» И вместе с тем: «Добра, благотворительна, справедлива, великодушна, не терпела злословия...

В ней были неизъяснимые противоречия: при видимой холодности, она иногда среди

разговора вдруг растрогается и отойдет в сторону, чтобы никто не видел слез ее...»

Ее стараниями были прикуплены еще несколько деревень, и поместье протянулось на девять верст вдоль Волхова. Званский быт Державин в несколько раблезианских тонах изобразил в известном стихотворении «Жизнь Зван-ская», посвященном епископу Старорусскому и викарию Новгородскому Евгению (Болховитинову). Это оттуда: «Дыша невинностью, пью воздух, влагу рос,/Зрю на багрянец зарь, на солнце восходяще,/Ищу красивых мест между лилей и роз,/Средь сада храм жезлом чертя ще...»

Владыка Евгений (впоследствии епископ Вологодский, епископ Калужский, архиепископ Псковский, митрополит Киевский и Галицкий) появился в Новгороде в начале 1804 года. Великий книжник, он, помимо исправ-

Возложение венков к могиле поэта в Новгородском кремле, лето 1988 года.