014. Варлаамо-Хутынский Спасо-Преображенский монастырь, страница 8

014. Варлаамо-Хутынский Спасо-Преображенский монастырь, страница 8

s

w 5

5c

%

s

о с

нмтрий чщтщ

За свою святую жизнь преподобный Варлаам Хутынский еще при жизни получил от Господа дар чудотворения и прозорливости, а авторитетом он пользовался у новгородцев едва ли не большим, чем сам архиепископ.

ташм

Тропарь прп. Варлааму Хутынскому, Новгородскому чудотворцу, глас 3:

Иже на земли леганием, пощёнием же и бдением / тело твоё изнуряя, преподобие, / вся плотская мудрования умертвил есй, / и исцелёний струя незавйстная явился есй, / вё-рою притекающим к тебё, / Варлаа-ме, отче наш, / молй Христа Бога, / спастйся душам нашим.

■ Л нас нет точных сведений отно-

■ / сительно времени появления на ТТ свет преподобного Варлаама Ху-

w тынского. Зная, что скончался он в 1192 году, будучи уже пожилым человеком, можно отнести его рождение к первой половине XII века. В миру прп. Варлаам звался Олексой (Алексеем) Михайловичем и был сыном богатых родителей. Когда они скончались, он раздал доставшееся ему наследство бедным и удалился в монастырь с намерением принять постриг. Неизвестно, в какой именно обители подвизался первоначально преподобный. Одни указывают на Антониев монастырь, ос-

Икона преподобного Варлаама Хутынского из Спасо-Преображенского собора Хутынского монастыря.

нованный прп. Антонием Римлянином, другие — на соседний с ним Лисицкий монастырь. Как сообщает автор жития прп. Варлаама, на первом отрезке своего монашеского пути он имел «наставником по Возе» некоего священноино-ка Порфирия.

Долго ли прожил святой в новгородском монастыре, тоже неизвестно. Очевидно, однако, что с самого начала его более всего влекла совершенно уединенная и безмолвная жизнь. Ища ее, он ушел из города и ходил по его окрестностям, пока не добрался до места, называвшегося Хутынью. Здесь прп. Варлаама остановил луч света, просиявший из чащи, и он понял, что намерение его поселиться на Хутыни согласно с Божьей волей. Поставив себе келью, преподобный дни проводил в трудах, а ночи в молитвах. Одеждой ему служила власяница, под которой он носил еще и вериги.

Как и многие другие пустынники, святой перенес много нападений от бесов. Они возбуждали против него людей, устрашали его, являясь ему в виде диких зверей, пытались склонить к нарушению поста и поселить в душе уныние. Но все было тщетно. Бесовские ухищрения преподобный побеждал молитвой.

Подвижническая жизнь прп. Варлаама скоро стала известна всей округе. К нему стали приходить за духовным советом и благословением. Многие просили позволения поселиться с ним. Просьбы эти были тяжелы преподобному. Покидая Новгород, он желал полного уединения, а теперь его одиночество кончилось. Но, помня о том, что человек должен любить своих ближних, он никого не отстранял от себя. Вскоре вокруг его скромной хижины выросли кельи, а потом была построена и дере-