014. Варлаамо-Хутынский Спасо-Преображенский монастырь, страница 6

014. Варлаамо-Хутынский Спасо-Преображенский монастырь, страница 6

ИСТОРИЯ

обеим сторонам надвратной Ильинской церкви, а к югу от собора вырос новый братский корпус.

Много внимания уделял Хутын-скому монастырю Патриарх Никон в бытность свою митрополитом Новгородским. Он даже пытался затеять здесь типографию, памятуя об особой приверженности иноков этой обители к книжной премудрости (в XIII— XVI веках книжное собрание Варлаа-миева монастыря было богатейшим среди монастырских библиотек Новго-родчины, а здешние монахи традиционно считались лучшими переписчиками). Типографский проект Никона «почти провалился». Лишь одна книга, переведенная с греческого «Диоптра

жизни человеческой», вышла из Хутынской типографии.

Новгородцы очень любили Хутын-скую обитель. Два главных здешних праздника всегда проходили при большом стечении народа. В день памяти прп. Варлаама (6 ноября по старому стилю) всех приходивших, согласно завещанию святого, оделяли ломтями монастырского хлеба и медными деньгами — к большой радости местных нищих, подходивших за «милостыней прп. Варлаама» по два и по три раза. Летом же, в первую пятницу Петрова поста, в воспоминание чудесно предсказанного преподобным снега и мороза (об этом читайте в разделе «Чудеса»), устраивался крестный ход

из новгородского Софийского собора в Хутынский монастырь. Неизвестно, когда именно установилась традиция совершать крестный ход, но уже с XVII века он превратился в настоящее торжество, в котором участвовал чуть не весь город. Часть богомольцев приходила в обитель накануне вечером, другая же, вместе с архиереем, приплывала в самый день праздника на стругах по Волхову. Особым почитанием горожан пользовалось и то место в Новгороде, где, по преданию, родился преподобный Варлаам. В 1645 году хутынские монахи выстроили здесь деревянную часовню. Ею, собственно, и завершился второй этап активной строительной деятельности монастыря (если принять за первый этап начальное устройство обители прп. Варлаамом).

Во второй трети XVIII столетия монастырь смог живо почувствовать на себе перемены, происходившие в общественной и религиозной жизни. Хотя он и оставался богатейшим землевладельцем (принадлежали ему также 5500 крестьян), но ряды его иноков стали стремительно редеть. Так, в 1723 году в нем подвизались пятьдесят восемь насельников, а спустя пятнадцать лет — всего двадцать.

Слева: Так выглядел интерьер Спасо-Преоб-раженского собора в начале XX века.

Внизу: Возведение часовен за Святыми вратами монастыря — лишь один из многих участков реставрации и строительства в нынешней Хутынской обители.

: suve iwwitw пс-.т^лиив глтюъЬщяш*A• ялм.

r'.-.W iWkhV* Эй»** чь-ье, ervowu WW Т«ЙМ «*Л ЯОчЛу.-г: !-«м#й itf-, .-

mm a 45ft?* h ш». *.hwv . .. Щм'чтт nwwwfc-. --хшЖ - ЪфЬв. ) ttj.ltoanH* «етоувьд, iw^Tito «с vm

IfWfMtyWl pw»i >

ря wNMffib