014. Варлаамо-Хутынский Спасо-Преображенский монастырь, страница 4ХРОНОЛОГИЯ 1192 Основание монастыря прп. Варлаамом Хутынским. Освящение каменной Преображенской церкви. 6 ноября — кончина прп. Варлаама Хутынского. 1440 (11/1И 1452) Освидетельствование мощей преподобного Варлаама. 1460 Посещение монастыря великим князем Василием II Темным. Чудо исцеления княжеского постельничего Георгия. 1471 Посещение обители великим князем Иоанном III. Чудо исхождения огня из гроба святого. 1505 Явление преподобного Варлаама пономарю Тарасию. 1515 Освящение нового Спасо-Преображен-ского собора, построенного на месте прежнего храма. 1532 Монастырь получает несудимую грамоту от великого князя Василия III. 1540 Обитель пострадала от большого пожара. 1587 В Хутынский монастырь присылают под стражей митрополита Московского Дионисия. 1608 Учреждение архимандрии в Хутынском монастыре. 161 1 Шведы захватывают Хутынский монастырь. 1651 В типографии Хутынской обители, устроенной митрополитом Новгородским Никоном (будущим Патриархом), печатается первая и единственная книга — «Диоптра жизни человеческой». 1764 Причисление монастыря к первому классу. 1787 После очередного пожара в монастыре развертывается новое строительство; многие здания подвергаются реконструкции. 1816 В обители похоронен великий русский поэт Г. Р. Державин. 1919 Монастырь упразднен по распоряжению III губернского съезда Советов. 1932 Арест последних монахов, остававшихся в Хутыни. 1976 Начало реставрационных работ в Хутынском монастыре. 1991 Передача обители Новгородской епархии. 1993 Возобновление Хутынского монастыря как женской обители. 1994 В монастыре появляются первые насельницы. ковии». В частности, он указывает, что в те времена настоятель имел общую с братией трапезу и советовался по важным вопросам с несколькими «старшими иноками», прежде чем вынести их на обсуждение прочих насельников. Возвышение Хутынского монастыря как общерусской святыни принято обозначать второй половиной XV века. Уже 1460 году к мощам прп. Варлаама Хутынского совершали паломничество, будучи в Новгороде, великий князь Василий II и его сыновья Андрей и Юрий. В том же году у мощей преподобного получил исцеление княжеский постельничий Георгий Тумгень. А в 1471 году в монастыре произошло событие, о котором новгородцы до сих пор вспоминают с большим удовольствием, — посрамление великого князя Иоанна III, пожелавшего открыть мощи прп. Варлаама. С этого времени преподобный становится, наравне с прп. Сергием Радонежским, одним из самых известных на Руси святых. И хотя Хутынский монастырь утратил после присоединения Новгорода к Москве часть своих име- Купола Спасо-Преображенского собора. «Варяжские корабли в Новгороде» (1902), работа Аполлинария Васнецова. При жизни прп. Варлаама Хутынского Новгород был важным торговым и культурным центром. Надо полагать, что прп. Варлаам, будучи человеком «книжным», воспринявшим христианские традиции Византии во всей их полноте, дал своим ученикам общежительный устав. Впрочем, это не более чем догадки; самые ранние свидетельства об укладе монашеской жизни в Варлаамиевой обители относятся к началу XVI века. Их дает Зигмунд фон Герберштейн в своих «Записках о Мое- |