014. Варлаамо-Хутынский Спасо-Преображенский монастырь, страница 11

014. Варлаамо-Хутынский Спасо-Преображенский монастырь, страница 11

подвижники

mm i

Власяница — одежда из грубой, жесткой ткани (как правило, из козьей шерсти), самой простой, «мешкообразной», формы. Аскеты носили ее на голом теле. В ветхозаветные времена власяница надевалась в знак печали, причем как мужчинами, так и женщинами.

Вериги — железные полосы, цепи, кольца, носимые некоторыми подвижниками на теле. Ношение вериг есть аскетическое упражнение, способствующее телесному изнурению и, соответственно, умерщвлению страстей. Свт. Григорий Богослов говорит о носящих вериги, что они, «истончевая плоть, истончевают вместе грех».

на обман, чтобы скрыть свои шалости. Как-то монастырские рыбаки, вернувшись с ловли, решили утаить пойманного ими большого осетра (его они хотели продать в свою пользу) и принесли преподобному Варлааму только мелкую рыбу. И были немало смущены, когда он посмотрел на них с улыбкой и спросил: «Вы принесли ко мне детей, куда же скрыли их мать?»

Наставляя столь кротким образом своих учеников, подвижник был суров к самому себе. Как отмечено выше, под власяницей он носил тяжелые вериги. Кроме того, постился он гораздо более строго, чем это даже заведено в монашестве, и не допускал для себя никаких «послаблений». Однажды ему принесли свежую рыбу, и ему захотелось съесть ее. Прп. Варлаам велел приготовить ему эту рыбу и положить в миску. Три дня простояла миска с рыбой в его келье. По истечении трех дней он открыл ее и, увидев множество червей, кишевших в разложившейся пище, обратился к самому себе с таким уве

Вверху: Согласно преданию, этот колодец ископал сам преподобный Варлаам, придя на Хутынь.

Справа: Паломники, приезжающие в Хутынский монастырь, считают своим непременным долгом набрать воды из Варлаамиева колодца.

щеванием: «Варлаам, Варлаам! Всякое животное по разрушении своем обращается в тление, подобает и нам разрешиться от всякого наслаждения и пристрастия к этой жизни. Если же хочешь здесь есть сладкую пищу и пить сладкое питье, то зачем и черноризцем называешься? Ты уже отлучился от мира в пустыню, чтобы служить Творцу своему». После этого преподобный выбросил рыбу и отныне, согласно тексту жития, не был смущаем помыслами о вкусной пище.

Незадолго до своей кончины старец собрал вокруг себя братию и препоручил ее попечению одного из своих уче

ников, прп. Антония Дымского. Сам же он обещал инокам, которые, по слабости человеческой, скорбели о скором уходе своего наставника: «Я не оставлю вас сиротами и всегда буду с вами духом, и если будете жить в любви, то монастырь этот и после моей смерти не будет иметь ни в чем недостатка».

Преставился ко Господу преподобный Варлаам 6 ноября 1192 года. Кончину его оплакивал весь Новгород. В житии святого сказано, что «плач народа заглушал погребальные песнопения». Канонизировали его в середине XV века, после того как были нетленными обретены мощи преподобного.