014. Варлаамо-Хутынский Спасо-Преображенский монастырь, страница 10подвижники Вверху: Прп. Варлаам. Икона из иконостаса домовой церкви сет. Льва, что в Хутынском монастыре. Слева: В первую пятницу Петрова поста, когда празднуется память преподобного Варлаама, дорожки в Хутынском монастыре выстилают свежескошенной травой и цветами. но по молитвам Богородицы и святых умилосердился и послал мороз, чтобы перемерли черви, подтачивавшие корни хлебов. Наутро же опять наступит тепло, снег растает и напоит землю. По милости Господа, будет плодородие». Так и случилось. И урожай в тот год был невиданный. В память о летнем «санном путешествии» прп. Варлаама впоследствии установили крестный ход, превратившийся в одну из самых прочных новгородских традиций. Очень любят рассказывать в Новгороде и о таком примере прозорливости святого. Будучи в городе, преподобный Варлаам увидел, как палач, при большом стечении народа, собирается сбросить в Волхов с моста осужденного на смертную казнь (в Новгороде так казнили многих преступников). Святой остановил палача и попросил его отдать ему преступника, добавив: «Он загладит вины свои в монастыре». Народ, почитавший хутынского подвижника, единодушно поддержал его. И что же? Спустя некоторое время преступник, освобожденный прп. Вар-лаамом, совершенно исправился и, постриженный в монахи, прожил долгую и благочестивую жизнь. Похожая ситуация повторилась несколько позже. Так же святой проезжал по мосту, и так же палач собирался сбросить в воду человека. Разница была лишь в том, что на этот раз человек был осужден несправедливо. Родственники и друзья несчастного бросились к прп. Варлааму, моля его остановить казнь. Но тот проехал мимо, как бы ничего не заметив. Ученики его, бывшие с ним и озадаченные таким поступком преподобного, обычно столь милостивого ко всем, спросили его по возвращении в обитель, почему он на этот раз не спас невинного, тогда как в прошлый раз освободил злодея. «Судьбы Господни — бездна многа, — отвечал им на это их наставник. — Господь всем хочет спасения и не хочет смерти грешника. Первый был осужден справедливо, но после осуждения осознал свои грехи. Господь избавил его от смерти через мое недостоинство, чтобы дать ему время раскаяться и загладить свои грехи, что он и исполнил в обители. Второй же был осужден невинно, но Господь попустил ему умереть, чтобы впоследствии он не сделался дурным человеком; теперь же, умерев невинно, он получил от Господа венец мученический». Любопытно, что, ведая об удивительной прозорливости прп. Варлаама, его «питомцы» иногда, уподобляясь малым детям, пытались лукавить перед ним. Так школяры, зная, что учитель видит их насквозь, все же пускаются
|