014. Варлаамо-Хутынский Спасо-Преображенский монастырь, страница 13подвижники Хутынский монастырь с высоты птичьего возвели каменный храм. Спустя 90 лет его заменили новым — он поражал современников своим огромным куполом. Тогда же капитального ремонта дождался древний Никольский храм, стоявший к тому времени на подпорках. Незадолго до революции, в 1890 году, обитель начала восстанавливаться как женская. К 1917 году здесь жили около пятидесяти сестер. В 1920 году постройки и имущество монастыря перешли к сельхозартели, а 1938 год «ознаменовался» полным его разгромом. В 1990-е годы началось возрождение обители, и в 2000 году, 11 августа (день памяти прпп. Константина и Космы Косинских, Старорусских), в храме свт. Николая была отслужена первая после долгих лет запустения литургия. Вполне возможно, что Косинская обитель стала одним из прототипов монастыря, изображенного Ф. М. Достоевским в романе «Братья Карамазовы» (вторым, и более известным, прототипом является Оптина пустынь). На протяжении последних лет жизни Достоевский с семьей часто и подолгу живал в Старой Руссе, где приобрел собственный дом, и, несомненно, скромный и стройный архитектурный В XX веке Антониево-Дымский монастырь, основанный прп. Антонием Дымским, учеником прп. Варлаама и первым игуменом Хутынской обители после его смерти, пережил не лучшие времена. Сейчас он ансамбль Никольского монастыря привлекал его внимание. И хотя монашеской жизни в обители во время написания романа не было, писатель, думая над образом Алеши Карамазова, возможно, представлял его послушником именно Никольского монастыря, основанного преподобными Константином и Космой. знжп Митрополит Киприан (Старорусенников) Среди иерархов Церкви, чья жизнь была связана с Хутын-ским монастырем, личность митрополита Киприана (Старорусенникова) представляется наиболее яркой и интересной. Он родился во второй половине XVI века в Старой Руссе. В 1611 году мы находим его уже в сане архимандрита Хутынского монастыря. Отсюда он, по просьбе новгородцев, от правился послом в Швецию. В Швеции архимандрит энергично отстаивал интересы Православия и России, несмотря на пытки и унижения, которым его подвергли. Шведы продержали архимандрита Киприана в заключении до 1613 года. В 1620 году, когда была учреждена Сибирская епархия, архимандрит Киприан стал первым архиепископом Сибирским и Тобольским. Находясь на Тобольской кафедре, он совершил много доброго — основывал монастыри, трудился на ниве христианского просвещения, приводя к Господу не только заблудшие православные души, но и иноверцев. Кроме того, владыка Киприан положил начало составлению Сибирских летописей — исследователь Сибири Г. Ф. Миллер (1705—1783) прямо называет его автором первых записок о Сибири. В начале 1624 года архиепископ Киприан оставил Тобольск и уехал в Москву, где был возведен в сан митрополита Крутицкого. На этой кафедре он находился совсем недолго — около года, после чего его перевели митрополитом в родной Новгород. Здесь архиерей и скончался в 1635 году. Останки его погребли в Софийском соборе. Современники признавали митрополита Киприана выдающимся пастырем. Человек большого ума, блестящий полемист и проповедник, он горел идеей духовного просвещения. Как и многие иерархи того времени, митрополит видел серьезную проблему в недостаточной грамотности духовенства. И в Сибири, и в Новгороде он прилагал все усилия к тому, чтобы поднять нравственный и интеллектуальный уровень своей паствы. |