027. Спасо-Андроников монастырь, страница 21ЧУДЕСА крнтшт Когда же был основан Спасский монастырь? Икона «Митрополит Алексий». XV век. С именем митрополита Алексия связано устроение и возобновление множества обителей. Создание части из них приписывается ему по традиции. Зная об этом, историки не могли не задаться вопросом — точно ли этот деятель Русской Церкви стоял у истоков Спасо-Андроникова монастыря? По мнению В. Г. Брюсо-вой, возведение монастыря в пригороде Москвы в 1360-е годы ничем не мотивировано. Начало строительства монастырей-крепостей за чертой Москвы было связано с изменением политики Руси по отношению к Золотой Орде, с переходом от дипломатии к активной военной борьбе. Только после Куликовской битвы (1380) Симонов и Спасо-Андроников монастыри сделались форпостами Москвы на юго-восточной окраине, обращенной в сторону Орды, откуда постоянно ожидались набеги. Помимо сопряжения обители с авторитетом святителя Алексия — какой еще смысл можно увидеть в намеренном «удревлении» монастыря? Такой смысл без труда обнаруживается. Дело в том, что в конце XIV — начала XV веков давность имела определяющее значение, когда решался вопрос, кому принадлежать обители и ее владениям — великому князю или митрополиту. За последним закреплялись и освобождались от великокняжеских податей те села, которые принадлежали митрополиту при святителе Алексии (1354— 1378). Поэтому в «удревлении» монастыря были заинтересованы и митрополит, и монастырские власти. Летописание же и письменность в середине XV века развивались как раз при митрополичьем доме или монастырях. Возможен ли приведенный в «Житии преподоб ного Сергия Радонежского» разговор митрополита Алексия с преподобным Сергием, в котором Алексий испросил у него Андроника на игуменство в новой Спасской обители? Теоретически возможен, но, скорее, такой разговор мог иметь место в конце жизни преподобного Сергия, а не за тридцать лет до его кончины. Первые ученики Сергия известны по именам, и Андроник среди них не значится. Кроме того, преподобный Сергий жалуется митрополиту на то, что некоторые монахи оставляют уединенную жизнь и уходят на игуменства. Действительно, многий ученики преподобного стали игуменами и епископами, но произошло это в конце его жизни. Почву под эти рассуждения подводит любопытное разночтение в одном из списков «Жития преподобного Сергия Радонежского»: в нем строительство Спасского монастыря приписано не митрополиту Алексию, а Киприану (1380— 1406 годы с перерывом). Другими словами, возможно, Спасский монастырь был основан Килрианом и Сергием Радонежским между 1390 и 1392 годами (в 13S0 году Киприан окончательно занял кафедру в Москве, а спустя два года умер преподобный Сергий). К тому же на 90-е годы XIV — начало XV вв. приходится расцвет строительства в Москве. Наконец, рассказ о буре в «Житии митрополита Алексия» местами дословно совпадает с рассказом о буре, которую претерпел Киприан при возвращении из Константинополя ь 1389 году, о чем он писал сам! Об этом читаем в повести Игнатия «Хождение Пимена в Царьград» (Никоновская летопись). В. Г. Брюсовой обнаружена в рукописном «Прологе» XVII века интересная запись за 13 июня: «В той же день преставление преподобного отца нашего Андроника, ученика Сергия Радонежского, иже создавшего обитель во имя Всемилостивого Спаса во граде Москве в лета 6800». То есть, в 1392 году, как и предполагала исследовательница. Правда, с научной точки зрения эта запись не может быть признана достоверной до тех пор, пока не выяснено ее происхождение. Митрополит Киприан. Фрагмент иконы Симона Ушакова «Похвала Владимирской Богоматери. Древо государства Российского». 1668 год. |