027. Спасо-Андроников монастырь, страница 24

027. Спасо-Андроников монастырь, страница 24
т. нто тт. не ш?..

В Спасо-Андрониковом монастыре упокоились первые его настоятели, а также иконописцы Андрей Рублев и Даниил Черный. Правда, до сих пор точно неизвестны места их погребения.

Ж мощах преподобных Андроника I % и Саввы, рака которых разме-%1щалась в северо-западной части w Спасского собора, сохранились противоречивые свидетельства. После революции они пропали при разорении обители безбожниками. Но ни ученые, ни верующие не теряют надежды: одни — на восстановление исторической истины, другие — на возвращение мощей первых настоятелей.

В публикации 1910 года говорится: «Мощи до 1812 года почивали открыто, но во время пожара сгорели и теперь помещены в серебряном ковчеге иод спуд». А по ведомости архимандрита обители Феофана, составленной после изгнания из Москвы наполеоновских войск, «мощи преподобных Андроника и Саввы остались» — хотя собор обрушился, иконостас сгорел.

Троицкий собор Троице-Сергиевой Лавры (вверху слева) и Спасский собор Спасо-Андроникова монастыря (вверху справа). Роспись какого из них была «последним рукоделием» Андрея Рублева?

Известный историк-реставратор П. Д. Барановский сообщал, что ученый XVIII века Герард Фридрих Миллер обнаружил на внешней северной стене Спасского собора разрушающуюся доску (до наших дней она не дошла), указывающую место погребения Андрея Рублева. П. Д. Барановский предположил, что именитые иконописцы Андрей Рублев и Даниил Черный должны быть похоронены рядом с преподобными Андроником и Саввой. По его версии, престол Спасского собора заложили над могилами первых настоятелей, а Андрея и Даниила, умерших

после возведения храма, погребли рядом, но вне здания, с северо-запад-ной стороны, где, как видно на плане начала XIX века, находилось братское кладбище.

Уже в наше время приход Спасского собора и Музей древнерусского искусства, объединив усилия, провели археологические раскопки под алтарем Спасского собора. Это требовалось и для организации нормальной жизни прихода: реставрация конца 1950-х годов не готовила храм к богослужению, в нем отсутствовали солея, иконостас, отопление, а главное — престол.

Археологи обнаружили древний престол, и не только. Еще — две пары параллельных захоронений: два гроба ближе к фундаменту северной стороны апсиды, и две выдолбленные из дуба колоды ближе к фундаменту южной стороны. По свидетельству очевидцев,