027. Спасо-Андроников монастырь, страница 25

027. Спасо-Андроников монастырь, страница 25

святыни

Дверь в жертвенник из церкви села Семеновского Московской области. В нижнем правом углу — «Смерть монаха». Конец XVI—начало XVII вв.

о том, что найденные останки — мощи святых, говорило сопровождавшее открытие чудесное явление — благоухание, которое то появлялось, то исчезало.

Помимо останков, в захоронениях сохранились плетеный параман (четырехугольный плат с изображением креста, орудий страстей и черепа Адама, носимый монахами на груди), плесни-цы (погребальная обувь) из кожи, кожаный пояс с металлической пряжкой. Все эти находки можно отнести к концу XIV — первой четверти XV веков.

В разгар археологических работ 4 января 1994 года раскоп посетил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

Хотелось бы предположить, что имело место обретение мощей четырех первых настоятелей обители — преподобных Андроника, Саввы, Александра и Ефрема. Но история не так просто открывает свои тайны. Ясно одно: здесь

Обретение мощей преподобного Сергия Радонежского. Фреска надвратной церкви Рождества Иоанна Предтечи, Троице-Сергиева Лавра.

должны были являться известными людьми!

Место обретения останков — на северо-запад от алтаря — вполне укладывается в теорию П. Д. Барановского о расположении могил Андрея Рублева и Даниила Черного.

Но почему — перезахоронение?

В рукописном сборнике начала XIX века «Четьи-Минеи инока Керженского монастыря Ионы» сообщается о преподобных Андрее и Данииле: «Свя-тыя же их мощи погребены и почивают в том Андроникове монастыре под старою колокольнею, которая в недавнем времени разорена, и место сравнено з землею, яко ходити по ней людем всяким и нечистым, и тем самым предадеся забвению (память) о тех их святых мощах...» Новую колокольню построили в 90-х годах XVIII века, несколько ранее снесли старую, стоявшую на северо-западе от Спасского собора. Возможно, керженский инок Иона не знал, что мощи иконописцев перезахоронены? В любом случае, северо-западный участок, примыкающий к собору, почти не затронут археологическими исследованиями и ждет своего часа. А кем были два этих монаха — пока неизвестно...

По благословению Патриарха Алексия II все обретенные мощи переложены в новые ковчеги и помещены в алтаре храма.

погребены монахи, святые подвижники, но кто они — пока определить не удалось.

В феврале-мае 2003 года в северозападном секторе раскопа открылось еще одно захоронение. Специалисты пришли к выводу: это останки двух мужчин, приблизительно 50-ти и 70-ти

Перенесение мощей Николая Чудотворца. Первая половина XVI века. Псковская школа.

лет; погребение — место перезахоронения обычных монахов. Следы на одном черепе указывают, что останки искали, пробивая щупом землю, так как не знали точного места первоначального погребения. А ведь для того, чтобы останки обычных монахов искали для перезахоронения у алтаря, эти монахи