Юный техник 1978-08, страница 18

Юный техник 1978-08, страница 18

обладают. Ученые предполагали, что, сравнивая их между собой, машина и определит круг соединений, которые могут обладать уникал\ной структурой. А предварительно в машину ввели данные о строении и свойствах атомов всех 104 элементов из таблицы Менделеева. И тут начались удивительные вещи.

Первым делом машину «попросили» составить таблицу теоретически возможных соединений элементов. Это сразу отсеяло бы большое количество сочетаний, которые в принципе невозможны. Но когда машина выдала такую таблицу, ученые пришли в смятение.

— Судите сами, что мы должны были чувствовать, — говорит Владимир Борисович, — когда увидели сочетания, .издавна считавшиеся невозможными. Например, соединения элементов с инертными газами. Каждый школьник знает: инертные газы потому так и называются, что не вступают в химическую реакцию ни с одним веществом...

Да, школьный учитель химии, не колеблясь, влепил бы компьютеру единицу за незнание азов. Ученые не стали спешить с выводами. Они решили разобраться, почему это компьютер начал вдруг попирать привычные основы. Для этого надо было сначала получить хотя бы одно «невозможное» соединение.

И, представьте себе, получили. Да и не одно. За десять лет экспериментов синтезировано уже более 500 таких соединений, в том числе несколько с инертными газами. Ничуть они оказались не инертными, зти аристократы периодической системы! Пока ученые изучали их традиционными методами, они держались стойко. Но стоило лишь изменить «технологию» эксперимента...

Вот в этом и скрывался «секрет». Природа неисчерпаема в своих возможностях. И когда

ученые объявили, что открыли какую-то ее очередную «тайну», зто в большинстве случаев означает лишь то, что они просто установили, как ведут себя те или иные вещества при вполне определенных условиях. Изменились условия — и вещество тут я?е отреагировало на это, сверкнув еще одной гранью из комплекса свойств.

Сверхвысокие давления и нагрев, соизмеримый с температурой солнечной поверхности, жесткая радиация, .электроосаждение, взрывная и пленочная технология — вот те факторы, при которых вещества начинают вести себя не по школьному учебнику. Да еще как вести! Неметаллические вещества вдруг превращаются в металлы. Над получением металлического водорода, например, уже давно работают. А недавно у него появились «напарники» — крем ний, фосфор, сурьма. Когда их «обработали» высоким давлением, они обрели многие свойства металла. Так ЭВМ предсказала соединения, материалы, о которых даже и не подозревали ученые.

— Владимир Борисович, но ведь машина не может выдумать ничего нового, — говорю я своему собеседнику. — Она делает только то, что заложено в ее программу. Поэтому результаты, которые выдал компьютер, не могли быть для вас такими неожиданными.

— Разумеется, мы предполагали, что машина, проанализировав все известные нам свойства элементов, сопоставив их с новыми технологическими достижениями, выдаст какое-то количество «непредусмотренных» соединений. Но мы не думали, что их будет так мното. А главное — не ожидали соединений элементов, которые по традиции считались несовместимыми. Очевидно, сказалась определенная инерция мышления, традиционный взгляд

16