Юный техник 1978-08, страница 17

Юный техник 1978-08, страница 17

сталь сплавить с металлом, обладающим высокими магнитными свойствами. Естественно предположить, что получится прочный магнитный сплав. Как бы не так! Начиная исследовать новый материал, порой вы с изумлением убеждаетесь, что он обладает лишь одним новым качеством — краснеет из-за того, что не оправдал надежды.

Это, конечно, шутка. Но она наглядно показывает всю сложность создания новых материалов с наперед заданными свойствами. А прозвучала зта шутка в Институте металлургии имени Байкова, в лаборатории тугоплавких и редких металлов, которой руководит член-корреспондент АН СССР Е. М. Савицкий.

Сделаем небольшой арифметический подсчет. В периодической таблице Менделеева сейчас значатся 104 элемента. Попробуйте определить количество сочетаний, в которых эти элементы могут соединяться друг с другом... Лучше не пробуйте: цифра получится гипераст.роно-мическая. А ведь все эти соединения необходимо получить и исследовать: вдруг среди них отыщутся материалы, о которых пока только мечтают конструкторы. И даже не «вдруг», а наверняка отыщутся, но... На эту работу потребуется больше веков, чем существует человеческая цивилизация.

Как же научиться из обилия химических элементов быстро и легко «выуживать» именно те пары (хотя бы пары!), которые, соединяясь, дают наиболее полный выбор необходимых свойств? Очевидно, традиционные методы научного поиска тут не подходят они не соответствуют ни сегодняшней эпохе бурного развития техники, ни сложности задачи. Пользуясь ими, не охватишь все немыслимое количество всевозможных сочетаний. А главное, получив сплав

с нужными свойствами, никогда нельзя быть уверенным, что это наилучший вариант, что не существует сочетания, в котором эти свойства раскрываются еще более полно.

— Именно поэтому мы поручили глобальный перебор вариантов электронно-вычислительной машине, — говорит В. Б. Гри-буля. — Только ее способность производить сотню тысяч операций в секунду дает надежду на успешное решение задачи.

Я невольно обратил внимание на это осторожное «дает надежду». Нет, не только обычной научной строгостью, щепетильностью была вызвана эта фраза. В той работе, которую проводят ученые-металлурги, столько «белых пятен», что даже сейчас, после десяти лет упорных поисков, не обозначились границы, отделяющие желаемое от возможного. И ученые еще и сейчас не знают, насколько удастся зти границы раздвинуть.

Итак, на долю серийной «Минск-22М» выпала нелегкая задача: смоделировать в своем электронном мозгу все возможные соединения химических элементов и определить, какое из них дает материал, ожидаемый конструкторами. Но сначала надо было научить машину делать эту работу.

Определяет «лицо» материала его кристаллическая решетка. Сейчас уже известно около 200 типов кристаллических решеток, каждый из которых обладает своим комплексом физико-механических свойств. Значит, можно «заказывать» машине не материал вообще, а обладающий нужным типом кристаллической решетки. Это значительно облегчило поиск. Поэтому перед каждым конкретным заданием в машину вводили два вида примеров — вещества, обладающие данным типом решетки, и вещества, о которых заведомо известно, что они этой решеткой не

15