030. Спасо-Евфимиев монастырь, страница 23святыни чинении иеромонаха Иоасафа, изданном в 1857 году, сообщается: «Икона Божией Матери Умиление, известная более под названием Корсунской, почитаемая местно чудотворной; на ней риза золотая, украшенная камнями и жемчугом довольно крупным. Икона вставлена в небольшой киот, по краям которого искусно изображены на сребровызлащенной деке, с чернью, Господские и Богородичные праздники. Потом этот киот вставлен в другой, больший, тоже весь покрытый среб-ровызлащенною, чеканной работы декою. Первое украшение неизвестно когда и кем сделано, а на втором киоте есть надпись следующая: "Лета 7098 (1590 года) милосердием Бога нашего Иисуса Христа и Пречистыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, ради многочудесныя Ея иконы, зделан сей киот серебрян по завету и повелением Демида Ивановича Чере-мисинова"». Последний являлся крупным жертвователем Спасо-Евфимиева монастыря. Сведений о том, как оказалась Корсунская икона в Спасо-Евфимие-вом монастыре и кто ее написал, не сохранилось. В самом раннем источнике — монастырской описи 1660 года — икона именуется «Умилением», название «Корсунская» впервые появляется в XVIII веке. Возможно, эта икона как-то связана с принесенной на Русь в X веке равноапостольным князем Владимиром иконой из греческого города Корсуни (или Херсонеса — ныне территория Севастополя). Манера письма суздальской Корсунской иконы очень близка к греческим образцам. Корсунская икона находилась в Преображенском соборе монастыря Руины древнего Херсонеса и собор святого равноапостольного князя Владимира в Севастополе. на первой южной колонне при входе с западных дверей, а в зимнее время ее перемещали в теплую Успенскую церковь и ставили на специальную тумбу за правым клиросом. В XIX веке при арестном отделении обители существовала домовая церковь в честь Корсунской иконы Божией Матери. После закрытия Спасо-Евфимие-ва монастыря значительное число его икон и большая часть церковной утвари было взято в формировавшийся тогда Суздальский музей. С 1977 года Корсунская икона занимает постоянное место в экспозиции «Золотая кладовая. Русское декоративно-приклад-ное искусство XI — начала XX веков», размещенной в Никольской больничной церкви Спасо-Евфимиева монастыря. Икона выставлялась в Москве на выставках «Триеннале III» (1999) и «Сокровища земли Владимирской» (ГИМ, 2001—2002). «Крестный ход» (1893) кисти Иллариона Прянишникова. |