030. Спасо-Евфимиев монастырь, страница 26

030. Спасо-Евфимиев монастырь, страница 26

flbl ШШ ШЫШ БРШеНИ

Обитель преподобного Евфимия, сиявшая богоугодной жизнью насельников, была тихим пристанищем для ищущих иноческого подвига, местом молитвы и училищем благочестия для жителей Суздаля и окрестных земель.

Промысел Божий расположил Ев-фимиев монастырь на пересечении проезжих дорог, около большого города, чтобы был он доступным для всех. Врата обители не закрывались ни для кого; ее первый настоятель был скор на помощь всем, кто в ней нуждался. Странник находил у него приют, нищий — подаяние, голодный — пропитание, нагой — одежду, печальный — утешение, обижаемый — покров, бедный — помощь, больной — пристанище и лечение, сирота и вдовица — защиту. Ради дел милосердия преподобный Евфимий не щадил средств, какими обладала обитель. Современники и летописцы свидетельствуют, что святой принимал живейшее участие в судьбах жителей Суздаля, находящихся в скорбях, бедствиях и несчастиях. Он выкупал должников, являлся в суды, обличал клеветников и освобождал невинных. Так понимал преподобный Евфимий обязанности монаха по отношению к миру.

Ни одного года в ту эпоху не проходило без войны, бедствия или тяжелого испытания, русская земля не знала мира и покоя. Поэтому положение обители

Спасо-Евфимиев монастырь, вид с юго-запада.

Кадило 1603 года, вклад в Спасо-Евфимиев монастырь князя Д. И. Шуйского.

преподобного Евфимия, находившейся рядом с большим городом, было трудным, опасным и тревожным. Ежедневно являлись гонцы и послы к настоятелю с просьбами о молитвах за князей,

бояр и войско или убитых, утопленных и без вести пропавших в плену. Великий подвижник и молитвенник ночи напролет молился с насельниками обители о спасении России, об избавлении от бедствий и о ниспослании любви и мира земле русской.

В Суздале и в близлежащих вотчинах жили князья и бояре, которые в своих духовных нуждах постоянно обращались в монастырь к кроткому Евфимию. Между ними были: Бутурлины, Голицыны, Шуйские, Пожарские, Барятинские, Куракины, Каземировы, Молвяниновы, Гундоровы, Ошанины, Секирины, Сабуровы, Волоховы, Забелины, Побединские, Шишкины и другие.

Не только монастырь помогал миру, но и мирские люди щедро жертвовали в обитель, обеспечивая место, куда всегда можно прийти за помощью, советом, утешением и в усердной молитве и причащении Святых Тайн обрести силы для несения жизненного креста.

В 1501 году, при архимандрите Константине, обитель сильно пострадала от разрушительного пожара, и только беспримерное усердие мирян-жерт-