030. Спасо-Евфимиев монастырь, страница 12подвижники Рака с мощами преподобного Евфимия в Преображенском соборе. Фотография начала XX века. В начале XVI века в обители на-стоятельствовал архимандрит Кирилл, ставший впоследствии архиепископом Ростовским. Кирилл всячески заботился о том, чтобы не было нарушено ничего из правил общежития и обычаев, заповеданных преподобным Евфимием. Посоветовавшись с братией, он решил построить новую Преображенскую церковь, на месте изветшавшей старой. Рабочие, копавшие ров, нашли гроб, обложенный тремя камнями и покрытый досками. Приведенные своим открытием в недоумение, они рассказали о нем архимандриту Кириллу. Тотчас ко гробу собралась обрадованная бра тия. Архимандрит поведал о дивном чуде епископу Симеону, который со всем духовенством пришел в обитель поклониться гробу блаженного Евфимия. Когда открыли гроб, то увидели, что лицо преподобного светло и одежды словно только вчера одеты. Это произошло 4 июля 1507 года. В 1549 году на Большом Московском Соборе установили память преподобного Евфимия «по всем градом великого царства Российскаго пети и праздновати повсюду» 1 (14-го по новому стилю) апреля. В 1823 году мощи святого переложили в новую сребропо-злащенную раку. При этом они были обнесены вокруг обители торжественным чином, в воспоминание чего до самого закрытия монастыря, в 8-е воскресенье по Пасхе, ежегодно совершался крестный ход вокруг монастырских стен. шттм Первая служба всем русским святым и ее автор • о a vдм.ulna Степенная книга XVII века с житием преподобного Евфимия Суздальского. Каждый год Русская Православная Церковь вспоминает всех русских святых, «яже из-несе земли Русския всяко место и страна». Праздник этот был установлен в середине XVI века — после того как Соборы 1547 и 1549 годов торжественно прославили 30 новых общецерковных и 9 местночти-мых святых. Установление праздника в честь русских святых потребовало написания особой службы. Эту задачу выполнил инок Суздальского Спасо-Евфимиева монастыря Григорий. Поручение столь ответственной работы, как составление службы всем русским святым, скромному суздальскому монаху объясняется, прежде всего, тем, что в XVI веке Суздаль был крупным религиозным центром и родным городом влиятельнейших московских родов. Одни из них, князья Шуйские, были весьма близки к митрополиту Московскому Мака-рию, и они-то, по-видимому, отыскали человека для составления службы, в которой так нуждалась Русская Церковь. Такому развитию событий способствовал и епископ Суздальский Афанасий, в миру князь Палицкий, свойственник Ивана Грозного. Автор первой службы всем русским святым родился около 1500 года. Около 1530 года он поступил в Спасо-Евфимиев монастырь, будучи принят архимандритом Германом. Литературную деятельность инок Григорий начал около 1540 года «Кратким житием» прп. Евфимия. После канонизации препо добного на Соборе 1549 года Григорий расширил «Краткое житие» до «Пространного», дополнив первоначальную редакцию рассуждениями и повестью о чудесах. Далее он перешел к составлению «Похвального слова на память всех святых русских, новых чудотворцев» и после его окончания, в 1550 году, написал «Службу всем святым Российским чудотворцам». В 1550-х годах Григорий, кроме того, сделал подробную запись о чудесах, совершившихся у рак прпп. Евфи мия и Евфросинии, чему сам был свидетелем. Скончался он около 1565 года в Спасо-Евфимиевом монастыре. Среди агиографов старой Руси инок Григорий Суздальский отличается необыкновенной литературной продуктивностью: он оставил до 14 агиологических произведений. Его произведения были широко известны среди читателей XVI—XVII веков. Об этом свидетельствуют многочисленные их списки, дошедшие до нас от этого времени и ныне хранящиеся в рукописных собраниях Москвы, Санкт-Петербурга, Владимира и Суздаля. Его «Служба всем святым Российским чудотворцам» является основой всех более поздних редакций вплоть до «Службы всем святым, в земле Российской просиявшим», составленной на Соборе 1917/1918 годов и напечатанной в 1946 году с необходимыми изменениями и дополнениями. И. Спасский. Первая служба всем русским святым и ее автор II Журнал Московской Патриархии. — 1949. — №8
|