030. Спасо-Евфимиев монастырь, страница 30

030. Спасо-Евфимиев монастырь, страница 30

шщвнн№ hpsphs ииши

Сегодня о монашеской жизни в обители преподобного Евфимия рассказывают уникальные экспонаты, собранные в музейной экспозиции «История суздальских монастырей», что расположилась в бывшем братском корпусе Спасо-Евфимиева монастыря.

Уголок иконописца.

мя не щадит материальных богатств: стихийные бедствия и политические катаклизмы легко обращают сокровища в прах. В XVII веке Спасо-Евфимиев монастырь с трудом восстанавливался после Смуты, дальнейшие описи свидетельствуют о еще большем материальном оскудении обители. Национализация 20-х годов XX века лишила монастырь последнего имущества, и лишь немногое было передано на хранение в музей.

незамысловатый интерьер монашеской кельи, а реконструированный уголок иконописца представляет процесс написания икон и иллюстрирует техническую сторону этого процесса. Кстати, ценность суздальских икон отмечал приезжавший в город император Николай II. По его указанию 43 образа, «нуждающиеся в искусной чинке», были отправлены на реставрацию в Санкт-Петербург, в Русский музей, и таким образом спасены от гибели в революционное лихолетье.

Русское просвещение вышло из монастырей, здесь всегда собирались

ходя под своды братского корпу-gfca, попадаешь в мир иноков, насе-ГИлявших Спасо-Евфимиев и другие LI суздальские монастыри в давние времена. Древние иконы, свидетели молитвенных подвигов многих поколений монахов и мирян, жителей Вла-димиро-Суздальского края, церковная утварь, с которой совершали богослужения в XVI веке, жалованные грамоты великих князей и царей, золотое шитье, черно-белые фотографии приоткрывают завесу времени и позволяют прикоснуться к жизни наших предков.

В экспозиции «История суздальских монастырей» — более шестисот экспонатов, отреставрированных московскими и суздальскими музейными специалистами. Это лишь малая часть сокровищ некогда богатых монастырей. В средневековую эпоху Суздаль был крупным религиозным центром и родным городом влиятельнейших московских родов. Великие князья и цари щедро наделяли монастыри и церкви — которых было больше только в Москве — землями и вкладами, видя в этом непременный долг и служа своими имениями Церкви Божией. Но вре-

Теперь благодаря труду музейных работников мы можем вступить в общение с давно ушедшими поколениями. «Если бы для индивидуального человека не существовало путей приобщения к опыту истории, то как жалок, пуст и смертен по всему своему содержанию был бы человек, — писал русский философ Николай Бердяев. — Все исторические эпохи, начиная с самых первоначальных эпох и кончая самой вершиной истории, эпохой нынешней, — все есть моя историческая судьба, все есть мое».

Сегодня в экспозиции «История суздальских монастырей» воссоздан

Книгохранилище.

книжные богатства, что прекрасно показано в воссозданном интерьере книгохранилища.

В экспозиции демонстрируется уникальное золотое шитье, в том числе плащаница начала XVII века работы княгини Феодоры, супруги Д. Пожарского, и тонкие работы сестер Покровского монастыря, выполненные для богослужебного обихода Евфимиевой обители.

Большинство суздальских монастырей связано с именами прославленных