030. Спасо-Евфимиев монастырь, страница 29

030. Спасо-Евфимиев монастырь, страница 29

МОНАСТЫРЬ II МИР

Ш1Ш

Авель-прорицатель

В 1831 году в арестантском отделении Спасо-Евфимиева монастыря скончался монах Авель, известный как Авель Вещий или Авель Прорицатель. В тюрьму он попал по указу Николая I. Очевидно, государь полагал при этом, что хорошо известные в народе предсказания Авеля относительно судеб России и правящей династии, уже неоднократно сбывавшиеся, могут посеять смуту в обществе.

Все началось в 1780-х годах в Валаамском монастыре, где Авелю, как говорил он сам, «свыше велено сказывать и проповедывать тайны Божии и судьбы Его». Ему были показаны три небесные книги, содержание которых он позже записал в трех «зело престрашных книгах». В 1796 году Авель предсказал обстоятельства и время кончины Екатерины II и попал за это в тюрьму. Пророчество сбылось, и Павел I освободил монаха, которого спросил и о своей судьбе. Что ответил

Авель Павлу неизвестно, но говорили, что очевидица беседы, фаворитка императора Анна Петровна Лопухина, плакала. В 1803 году в третьей «зело престрашной книге» Авель предсказал, «как будет Москва взята и в который год». Александр узнал о предсказании и повелел заключить прорицателя в Соловецкую тюрьму, пока не «сбудутся его пророчества самою

вещию», что и произошло в 1812 году. Авеля выпустили по личному указу Александра I, предоставив ему полную свободу и обеспечив одеждой и деньгами. Вещий монах отправился странствовать по православному Востоку и вернулся в Россию через девять лет. В 1823 году, находясь в Серпуховском Высоцком монастыре, Авель предсказал скорую кончину Алек

сандра I, восстание декабристов и восшествие на престол Николая I, а также то, что новый царь «проживет тридцать лет». Опасаясь преследований, Авель покинул монастырь, но был задержан в Тульской области, в родной деревне, и заточен в тюрьму Спасо-Евфимиева монастыря, из которой он уже не вышел. Погребли таинственного провидца за алтарем больничной церкви святителя Николая.

При жизни многие почитали Авеля за пророка, в официальных же бумагах он нередко именовался сумасшедшим. Три императора лично беседовали с этим полуграмотным крестьянином и монахом. Его «Зело престрашные книги пророческие», судя по всему, безвозвратно исчезли. Митрополит Санкт-Петербургский Амвросий, разбиравший в начале XIX века одну из этих книг, не решился высказать о ней определенного мнения: «Бог знает», — резюмировал архипастырь.

харов мечтал о том времени, когда «обветшавшие здания и монастырские стены вызовут искренних почитателей отечественных святынь к возведению обители на степень прежнего процветания». И хотя монашеской жизни в монастыре сейчас нет, сотрудники музея всячески заботятся о поддержании обители в надлежащем состоянии. Со времени музеефикации в 1968 году Спасо-Евфимиев монастырь посетило более 15 миллионов туристов. Сегодня посетителя монастыря встречают колокольные звоны, духовные песнопения, интереснейшие музейные экспозиции. Здесь каждый имеет возможность прикоснуться к миру святости, ощутить дыхание большого времени.

«Преображение Господне», 1885 год.

Работа М. Шерстнева для престола Спасо-Преображенского собора.