010. Тихвинский Богородичный Успенский монастырь, страница 28

010. Тихвинский Богородичный Успенский монастырь, страница 28

i

m шлитырь и гай

Музей в Тихвине появился еще в 1913 году — но не к трехсотлетию дома Романовых, как можно было бы подумать, а к трехсотлетию шведской осады Тихвина.

1913 году уездный город Тихвин W обзавелся собственным музе-| ем — Музеем местной старины. U Инициатором его создания стал педагог и краевед И. П. Мордвинов, чрезвычайно много сделавший для изучения тихвинской истории и культуры. Спустя четыре года музей был закрыт. В 1919 году его коллекции были переданы Тихвинскому уездному музею местного края, разместившемуся в одном из зданий «расформированного» Большого Тихвинского монастыря. Во время Великой Отечественной войны собрание музея погибло. Только в 1968 году он открылся вновь, выросши из скромной экспозиции музея тихвинской школы № 1.

С 1988 года музей носит новое название — Тихвинский историко-мемори-альный и архитектурно-художествен

ный музей (ТИМАХМ). Сейчас экспозиция его расположена на территории Тихвинского монастыря — в корпусе Архимандричьих келий. Работники музея рассматривают свое нахождение в стенах одного из самых прославленных монастырей России как большую ответственность и считают соседство учреждения культуры и монашеской общины во всех отношениях плодотворным. Действительно, нельзя не отметить той положительной роли, которую сыграл музей в восстановлении монастыря. Например, по сохранившимся в его архивах фотографиям была воссоздана сень над Тихвинской иконой Божией Матери. А не так давно музею и монастырю удалось совместными усилиями вернуть на родину серебряные створы чудотворного образа, вывезенные в свое время из монастыря фашистскими оккупантами.

Экспозиция музея как бы подготавливает посетителя к знакомству с монастырем. Или — если это знакомство уже произошло — помогает углубить его, увидеть монастырь в исторической перспективе. Значительная часть постоянной выставки посвящена истории явления и почитания Тихвин

Икона Мельхисидека из праотеческого ряда иконостаса Успенского собора (конец XVII века).

Экспозиция монастыря располагается в Архимандричьих кельях, примыкающих к надвратной Вознесенской церкви.

ской иконы Божией Матери в России, строительству и жизни обители, ее повседневному быту в минувшие века и восстановлению в наши дни.

Чрезвычайный интерес вызывает коллекция списков с чудотворного Тихвинского образа Владычицы. Сделанные в разное время, они порой значительно отличаются от подлинной иконы. Работники музея объясняют это тем, что уже в XVII—XVIII веках икона была очень темной, и поэтому мастера, делавшие списки, не могли с точностью воспроизвести подлинник.

Кроме списков с Тихвинской иконы, в музее много и других образов, так или иначе связанных с историей монастыря. В частности, экспозиция рассказывает о весьма своеобразной, но, к сожалению, малоизученной тихвинской иконописной школе, чей расцвет пришелся на XVII столетие, то есть как раз на время активного строительства и благоукрашения обители. Вообще, быт тихвинских иконописцев был теснейшим образом связан с Большим Тихвинским монастырем и, можно сказать, определялся им. Судите сами: обычно изографы работали дома, исполняя как монастырские, так и частные заказы.