010. Тихвинский Богородичный Успенский монастырь, страница 29МОНАСТЫРЬ И МИР допш Расстрелянный крест Но на время масштабных работ в монастыре (например, когда требовалось написать фресковый цикл) иконописцы переселялись в обитель. Здесь их обеспечивали кровом, пищей и всеми необходимыми художественными материалами. А они, в свою очередь, не имели права куда-либо уходить из посада и браться за выполнение «посторонних» заказов. Основным видом деятельности тихвинских мастеров было написание так называемых «пяд-ниц» — сравнительно небольших списков с главной святыни Тихвинского монастыря — чудотворной иконы Пресвятой Богородицы. Из Тихвина они расходились по всей России и, украшенные богатыми окладами, часто преподносились тихвинцами в дар почетным гостям. Необходимо сказать также о «краеведческой составляющей» экспозиции Тихвинского музея. Предметы, собран ные музейными работниками, воскрешают перед посетителями музея жизнь тихвинцев XIX — начала XX веков, помогают представить себе жизнь небольшого уездного городка, чье существование было неразрывно связано с находившейся в нем святыней. Особым провинциальным очарованием веет и от старых фотографий (их собрано в музее около трехсот). В основном это виды Тихвина и портреты тихвинских обывателей. Значительный интерес для историков и краеведов представляют метрические книги из церквей Тихвинского уезда, хранящиеся в музее. В эти книги заносились сведения о крещениях, бракосочетаниях и отпеваниях тихвинцев. Порой в них можно найти Икона святителя Николая — один из самых ярких образцов тихвинской иконописи. весьма занимательные сведения. Например, в метрической книге Спасо-Преображенского собора города Тихвина за 1892 год есть запись о венчании Надежды Александровны Лохвицкой (по мужу — Бучининой), известной писательницы, публиковавшейся под псевдонимом Тэффи. Несколько лет назад в ходе реставрации на центральную главу Успенского собора установили новый крест. Крест, венчавший главный монастырский собор с 1816 года, был помещен в музей. Теперь он является одним из самых интересных и — если можно так сказать — поучительных здешних экспонатов. Весь покрытый вмятинами от пуль, он свидетельствует о бедствиях XX столетия. О происхождении этих «ранений» рассказывают разное. По одной из версий, пули, оставившие следы на кресте, были немецкими: фашисты, оккупировавшие городе 1941 году, стреляли по советским самолетам, и некоторые пули попадали в крест. Согласно другой версии, стреляли по кресту десятилетием раньше красноармейцы, соревнуясь в меткости. Но, как бы там ни было, заслуживает внимания тот факт, что ни одна из пуль не попала в Распятие, установленное в центре креста. Впоследствии это Распятие укрепили на новом накупольном кресте Успенского собора.
|