010. Тихвинский Богородичный Успенский монастырь, страница 27

010. Тихвинский Богородичный Успенский монастырь, страница 27

МОНАСТЫРЬ II МИР

Вверху: Тихвинский дом, принадлежавший Римским-Корсаковым. Теперь здесь музей композитора.

Справа: Могила Андрея Петровича Римско-го-Корсакова в Тихвинском монастыре.

рем Успенского собора Тихвинского монастыря), Римские-Корсаковы продали дом. Но, по счастью, он сохранился в почти первозданном своем виде. Следующий владелец не перестраивал его, а у большевиков до него не дошли руки. Сильно пострадало родовое гнездо композитора в 1941 году во время фашистской оккупации. Оккупанты, впрочем, не имели в виду разрушать дом — но тем не менее обошлись с его интерьерами совершенно варварски.

В 1944 году, к столетию со дня рождения Н.А. Римского-Корсакова, в особнячке на берегу реки Тихвинки открылся музей. Потомки Николая Андреевича передали ему в дар около семидесяти мемориальных предметов из тихвинского дома. В первые годы своего существования музей был очень маленьким. Под одной крышей с ним работала детская музыкальная школа. Впрочем, юные музыканты и их наставники были хорошими соседями: они бережно и с глубоким уважением относились к дому, где прошло детство великого композитора. В 1969 году школа

переехала в другое здание, и музей смог расширить выставочные площади.

Сейчас его экспозиция размещается в нескольких комнатах, воссозданных по архивным документам: это передняя, кабинет Андрея Петровича, две гостиные, столовая, комната Софьи Васильевны. Обстановка, в которой рос Римский-Корсаков, реконструировалась буквально по крупицам. Подлинных предметов в распоряжении музея имеется не так много, поэтому приходится кропотливо подбирать «похожие» и, главное, создающие необходимую атмосферу. Например,

камин и печи в доме сохранились, а их дверцы — нет. И вот одну из них, особенно подходящую, сотрудники музея обнаружили и «выпросили» в одной из глухих деревень.

Что касается мемориальных комнат, то особенно интересна гостиная. В ней устроен «уголок Ники». Здесь можно увидеть детские вещи будущего композитора, ленточку, на которой родители отмечали его рост, книги, которые он читал, и копии его рисунков. Центром экспозиции является беккеров-ский рояль. Он — «не местный», зато принадлежал Николаю Андреевичу около тридцати лет. За ним написана большая часть произведений Римско-го-Корсакова, а клавиши его помнят не только прикосновения хозяина, но также игру Балакирева, Даргомыжского, Стравинского, Чайковского и многих других. Под аккомпанемент этого заслуженного инструмента пели Шаляпин и Забела-Врубель. Весной 1903 года Римский-Корсаков подарил рояль своей дочери, а в 1963 году его приобрел музей композитора.

В 1970 году в мемориальный комплекс музея вошел, помимо самого дома, еще сад (сделать его таким, каким он был во времена детства Римского-Корсакова, помогла его внучка) и сквер с памятником композитору и Полковой церковью. В 1987 году в ней был открыт концертный зал.