010. Тихвинский Богородичный Успенский монастырь, страница 24

010. Тихвинский Богородичный Успенский монастырь, страница 24

святыни

награбленными в Новгороде и пригородах Ленинграда, немцы отправили в Псков. Каждое воскресенье, к девяти часам утра, икону привозили в Троицкий кафедральный собор Пскова для богослужений, а вечером возвращали в Поганкины палаты, где она хранилась. Немецкие эксперты отмечали, что перемещения в собор негативно отражаются на состоянии иконы: перепады температуры и влажности провоцировали разрушение красочного слоя, однако считали их необходимыми «с точки зрения пропаганды среди местного населения».

В Риге чудотворная икона находилась в течение нескольких месяцев 1944 года. При возвращении в Россию икона вновь посетила столицу Латвии.

итп

«Встреча иконы» (1878) — одна из самых известных картин видного передвижника Константина Аполлоновича Савицкого (1844—1905). Композиция иконы, попавшей в главные героини полотна, подсказывает нам, что это именно чудотворная Тихвинская икона Божией Матери. Точнее, один из ее списков — сама икона до 1883 года вообще не покидала стен родного монастыря. В иконографических деталях автор к точности не стремился. Убежденный исповедник аксиом социального искусства, Савицкий в этой работе пытался решить две задачи — показать, с одной стороны, ложь и корыстолюбие православного священства, а с другой, «неразвитость» и «отсталость» простого народа.

Любопытный факт. Савицкий писал «Встречу иконы» в Динабурге (нынешнем Даугавпилсе), куда переехал еще в 1874 году. В те времена художник испытывал нужду

«Встреча иконы» кисти Константина Савицкого.

и, чтобы как-то поправить свои дела, пытался выступить в роли иконописца. О полуанекдотических результатах этого опыта сообщал в письме к дочери живописец В. Максимов: «Тетушка из Динабурга рассказала, как Савицкий взялся писать образа и писал портреты хорошеньких женщин, своих родственниц, да так похоже, что никто не хотел молиться на их изображения. Кончилось тем, что отдали другому мастеру переписать образа».

Обескураженный живописец после этого решил идти знакомыми путями — так появилась «Встреча иконы».

Выставленная на VI Передвижной выставке, картина удостоилась громких похвал — зрители хорошо поняли, что хотел сказать им художник. Удачно найденная им фризовая композиция дает ряд вполне узнаваемых типов, которые можно рассматривать и с социально-критической точки зрения. Но удивительное дело — по

мимо воли автора, картина сообщает нам и нечто прямо противоположное: то, насколько жива, тепла и глубока была вера в народной среде, еще не поврежденной прогрессисгскими «исканиями». Это отметил даже признанный идеолог передвижнического искусства В. Стасов: «Вся картина в общей сложности, — писал он, — это богатая масса мотивов, выразивших самое искреннее чувство, веру, счастье душевное, порыв энтузиазма...»