010. Тихвинский Богородичный Успенский монастырь, страница 23

010. Тихвинский Богородичный Успенский монастырь, страница 23

святыни

До 2004 года в Успенском соборе Тихвинского монастыря находился лишь список с чудотворной иконы.

словение на царство) копию Тихвинского образа.

В 1714 году икона Пречистой Девы украсилась серебряной ризой с жемчугами. В 1836 году эта риза сменилась еще более богатой. Новая риза была сделана из чистого золота и весила более десяти килограммов. Тысячи драгоценных камней — бриллиантов, жемчужин, изумрудов, рубинов — размещалось на ней. Целое состояние стоили те каменья, которые вложила в Успенский монастырь для украшения чудотворного образа императорская фамилия.

Риза с чудотворной иконы снималась лишь единожды в году, в четверг Страстной седмицы, когда происходил древний обряд омовения иконы, пришедший в Россию из Византии. При совершении обряда икону три раза омывали святой водой. Затем эта вода (считалось, что она обладает особой целебной силой) раздавалась верующим.

С небывалой торжественностью праздновали в Тихвине пятисотлетие явления иконы Божией Матери, отмечавшееся в 1883 году. Еще за несколько дней до праздника (26 июня по старо-

1944 год, советские солдаты разминируют Псковский кремль. Незадолго до взятия Пскова советскими войсками немцы вывезли Тихвинский образ в Ригу.

му стилю) в Тихвин стали приходить и приезжать богомольцы из ближних и дальних селений и городов. В самый день торжества, после литургии в Успенском соборе монастыря, состоялся крестный ход с чудотворной иконой.

На протяжении тех веков, что икона находилась в Тихвинском монастыре, ее несколько раз поновляли. К началу XX века образу потребовалась серьезная реставрация. В отчете Комитета попечительства о русской иконописи за 1901 год говорится, что икона «покрыта толстым слоем копоти от восковых свечей, скипевшей олифы и пыли». В 1910 году иконописец и реставратор Г. Чириков предпринял расчистку иконы от позднейших записей. Он снял три красочных слоя, после чего его взору открылась поразительная по красоте древняя живопись.

По странному недосмотру большевистских властей Тихвинская икона находилась в Успенском соборе вплоть до 1941 года (хотя золотую ризу с нее сняли гораздо раньше и отправили в Петроград). Еще в 1924 году обсуждался вопрос о передаче образа музею, но общественность воспротивилась, и якобы поэтому его не тронули. Тоже, между прочим, странно: когда это протесты общественности мешали советской власти изымать из церквей святыни? Как бы там ни было, вынесли икону Божией Матери из Успенского собора фашисты. Причем сделали они это еще во время боев за Тихвин, будучи хорошо осведомлены о художественной и исторической ценности Тихвинской иконы. В начале 1942 года ее, вместе с другими сокровищами,

ШНРТШ

Сказание о явлении и чудесах Тихвинской иконы Богоматери

Текст «Сказания о явлении и чудесах чудотворныя Пресвятыя Богородицы иконы, нарицаемыя Тихфинския, в пределах Великаго Новгорода», этого одного из самых значительных памятников древнерусской письменности, в своем окончательном виде оформился при царе Алексее Михайловиче, но существуют и более ранние (не столь пространные) редакции «Сказания». Царь, исключительно почитавший чудотворный образ Владычицы, поручил, если можно так выразиться, «литературное редактирование» «Сказания» Симеону Полоцкому, выдающемуся духовному писателю своего времени. Автор «Сказания», иконописец Тихвинской обители Родион Сергеев, специально ради совместной работы с Симеоном Полоцким был вызван в Москву. К сожалению, рукопись, созданная Сергеевым (он являлся автором не только текста, но и миниатюр), до нас не дошла. Но в свое время она послужила образцом, с которого было сделано некоторое количество списков, и по ним можно судить, что представлял собой этот шедевр «рукописного книгоиздания». Один их этих списков хранится сейчас в Отделе рукописей РНБ.