010. Тихвинский Богородичный Успенский монастырь, страница 22отршш ршй мыЧасто бывает так, что иконы время от времени меняют места своего пребывания. Их прячут во время гонений, переносят из одного храма в другой, иногда они сами чудесным образом избирают себе новое пристанище. Тихвинская икона Божией Матери, пожалуй, одна из «самых странствующих» икон в истории христианства. аревнейшая история главной святыни Тихвинского монастыря и одного из самых почитаемых образов Пресвятой Богородицы в России известна нам по «Сказанию о явлении и чудесах Тихвинской иконы Богоматери», наиболее ранняя редакция которого относится к концу XV века. Согласно преданию, Тихвинская икона была написана апостолом Лукой. В V веке императрица Евдокия привезла ее в Константинополь. Здесь икону хранили в построенном для нее Влахернском храме. В эпоху иконоборчества дивный образ прятали в обители Пангократор, а затем вновь поставили во Влахернской церкви. В 1383 году икона Владычицы непонятным образом из храма исчезла и явилась, как мы знаем, в новгородских землях. Величайшая православная святыня — Тихвинская икона Пресвятой Богородицы. Спустя недолгое время в Константинополе побывали новгородские «торговые люди». Предание указывает, что их принял Константинопольский Патриарх и, беседуя с ними, спросил, не слышно ли что-нибудь на Руси о чудотворной иконе Божией Матери, покинувшей Влахернскую церковь. Купцы рассказали ему о необычайном явлении некоей иконы Пресвятой Богородицы сначала над Ладожским озером, а затем у берегов Тихвинки. Выслушав их описание чудотворного образа, Патриарх подтвердил, что это именно та икона, которая находилась прежде в Константинополе. Он же показал русским купцам и место в церкви, где стояла святая икона, — у первого столба, справа от входа. Впоследствии в Успенском соборе Тихвинского монастыря образ Божией Матери поставили точно так же. Сугубое почитание Тихвинской иконы Божией Матери в России укрепилось вслед за присоединением Новгорода к Москве. В начале XVI века повелением Василия III специально для иконы построили каменный храм, и великий князь сам приезжал в Тихвин на богомолье. В 1547 году примеру отца последовал его сын, Иоанн Васильевич. Его «моление у Пречистой на Тихвине» незадолго до венчания на царство рассматривалось, согласно программе, составленной митрополитом Макари-ем, как испрашивание благословения Божией Матери. Еще более возросло почитание Тихвинской иконы после событий начала XVII века. Известно, что Михаил Федорович, первый царь из династии Романовых, как особый дар преподнес Костромскому Ипатьевскому монастырю (где, собственно, и получил благо-
|