010. Тихвинский Богородичный Успенский монастырь, страница 21

010. Тихвинский Богородичный Успенский монастырь, страница 21

Ее чудотворной иконы церковь, — рцы (то есть скажи) священникам и людям, да не ставят железного креста на церкви Моей, но да древян крест поставят, тако 6о мне изволися». В трепете отвечал Юрыш, что ему, как человеку незначительному, никто не поверит, когда передаст он слова Богоматери. И тогда святитель Николай обещал: «Егда не имут веры, тогда будет знамение уверения ради».

Как и боялся смиренный Георгий, ему никто не поверил. На купол храма начали водружать железный крест. Но налетевший внезапно порыв ветра опрокинул и крест, и человека, стоявшего с ним на куполе, совершенно невредимым опустив его на землю. И только тут поверили люди Юрышу, а сам он понял, что значит «знамение уверения ради», обещанное ему свт. Николаем. Вскоре после описываемых событий на месте явления пономарю Божией Матери была поставлена часовня. А в 1510 году рядом с ней построили по велению царя Василия III еще и церковь. Так возник Николо-Бе-седный монастырь, просуществовавший более пятисот лет и разоренный в XX веке. Черное дело разрушения монастыря, начатое еще в 1930-е годы, довершили жестокие бомбежки 1941 года. Оставшиеся руины монастыря снесли уже после войны, как бы затоптав то место, где, по преданию, Пречистая Дева говорила с пономарем.

Подобные явления Богородицы впоследствии уже не повторялись. Но на протяжении нескольких веков существования монастыря Она через Тихвинскую икону не раз являла людям Свою милость, помогая им в немощах и скорбях, указывая верный путь к спасению. Так, одно из исцелений, совершившихся перед иконой Пресвятой Богородицы, надолго перебудоражило весь Тихвин. Случилось оно относительно недавно, в середине XIX столетия, и было засвидетельствовано многими уважаемыми лицами. Речь идет об исцелении молодого тихвинского мещанина Александра Боровского, молившегося перед иконой-фреской Божией Матери над воротами монастыря. Александр с детства был очень болезнен, страдал припадками падучей болезни и немощью ног. Сначала его мучили лишь нарывы под коленями, но потом он вовсе лишился возмож-

ЧУДЕСА

Вверху: Очередь к чудотворной иконе Божией Матери.

Справа: Камень в основании Ильинского придела Успенского собора (над ним устроена сень) — тоже своего рода «чудесная реликвия». Дело в том, что в 1820 году он приплыл на льдине по реке Тихвинке. Льдина тогда, прекратив движение, замерла прямо напротив Успенского собора.

ности ходить самостоятельно и мог передвигаться лишь на костылях, да и то с большим трудом. Когда болезнь его немного отступала, он шел, тяжко опираясь на костыли, в Успенский монастырь — просить милости у Богородицы. И, наконец, по вере его воздалось ему.

31 января 1856 года Александр, как он сам говорил впоследствии, почувствовал беспричинное беспокойство: «Весь этот день я ничего не ел и находился в сильном расслаблении и беспокойстве, как будто душа выходила из тела; выходил я несколько раз на улицу и нигде не мог найти себе отрады». Вечером, попытавшись заснуть, юноша увидел, «словно наяву», старца в монашеском одеянии, который приказал ему идти вслед за ним. Старец вывел его на улицу и, указав на Богородичный монастырь, повелел: «Иди туда». Дальнейшее свое состояние Александр описывал потом как редкие моменты просветления, перемежавшиеся совершенным беспамятством. Так, он не помнил, как оказался у дома своего зятя, но последний говорил, что Александр очень настойчиво просил его проводить к Тихвинскому монастырю. Он пытался

отговорить своего шурина идти в монастырь, указывая на его нездоровье и слабость, а также на поздний час, но больной как будто не слышал его. Тогда зятю пришлось исполнить его просьбу. Потом он рассказывал, что еле-еле мог поспевать за Александром, идя по улице: несмотря на костыли, тот передвигался удивительно быстро. Помогши Александру подняться к Тихвинской иконе «на Крылечке», родственник оставил его перед нею. А через некоторое время юноша сам спустился к нему по лестнице — костыли были ему уже не нужны. Весть о случившемся чуде за считанные дни облетела окрестности Тихвина, а настоятель монастыря испросил у духовных властей разрешения совершать каждый год 31 января всенощное бдение с величанием Тихвинской иконе Божией Матери в воспоминание этого события.