050. Свято-Введенская Оптина Пустынь, страница 23

050. Свято-Введенская Оптина Пустынь, страница 23

«и тжт б ж жпы тжт шел...»

Родиной необычного образа Божией Матери стала Оптина Пустынь. Сегодня икона эта, называемая «Спорительницей хлебов», получила широкое распространение. Ее можно увидеть во многих храмах и монастырях. Но в конце XIX столетия, когда она была написана по благословению старца Амвросия, ее иконография представлялась многим «смутительной».

I ■ сожалению, пока не удается уста-новить в точности обстоятельства ||создания иконы Божией Матери I 1«Спорительница хлебов». Существуют разные версии на сей счет. Одну из них, особенно растиражированную, следует, вероятно, признать неверной — из-за отсутствия какого-либо документального подтверждения. Эта версия связывает написание иконы с именем иеромонаха Даниила (Болотова), брата настоятельницы Шамординского монастыря Софии. Отец Даниил был автором портретов прп. Амвросия, но нет никаких сведений о том, что он написал по его благословению икону «Спорительница хлебов».

Интересные факты, касающиеся появления иконы, обнародовал отец Ераст (Вытропский), письмоводитель

старца Амвросия и создатель «Исторического описания Козельской Оптиной Пустыни и Предтечева скита» (1902). Он сообщил, что мысль о написании иконы «Спорительница хлебов» подал прп. Амвросию некий «житель северной губернии», пораженный черноземными хлебными полями. Он будто бы, общаясь со старцем, сильно удивлялся тому, что «в России, стране по преимуществу земледельческой, нет иконы, выражающей благословение Божией Матери на урожай хлебов». Прп. Амвросий, согласно отцу Ерасту, тут же высказал свой взгляд на то, какой бы могла быть эта икона, и дал ей, еще несуществующей, название — «Спорительница хлебов».

Мы знаем, что старец очень почитал икону Божией Матери «Споритель-

Слева: Современная икона Божией Матери «Спорительница хлебов» из Оптиной Пустыни.

ница хлебов» и горячо молился перед ней — в особенности об устроении основанной им Шамординской обители. В последний год жизни святой рассылал многим своим духовным чадам небольшие фотографии этого образа. Народное признание новая икона Пресвятой Богородицы получила очень быстро (тем более что по молитвам перед ней совершались чудотворения), однако Святейший Синод, относясь к деятельности старца Амвросия с известным сомнением, стремился приостановить распространение образа. Такая осторожность мотивировалась тем, что появление «изображения с необычным в Православной Церкви наименованием Божией Матери может возбудить в народе неправильные и нежелательные толки».

Тем не менее, к началу XX века списки и литографические оттиски, сделанные с иконы, разошлись по всей России. О популярности этого образа Божией Матери в то время свидетельствует, в частности, посвященное ему стихотворение известного символиста Вяч. Иванова, где есть такие строки: «Владычица с неба / Глядит на простор колосистый; / Спорятся колосья, / И множатся в поле снопы золотистого хлеба...»

Справа: Икона «Спорительница хлебов», находящаяся в«хибарке» старцев Иоанно-Предтеченского скита.