050. Свято-Введенская Оптина Пустынь, страница 24

050. Свято-Введенская Оптина Пустынь, страница 24

сотрудниц старца мария

Русский философ и публицист И. В. Киреевский долгое время находился в общении со старцем Оптинским Макарием (Ивановым). Неоценимую духовную пользу получил он от этого общения, но и сам стремился содействовать оптинцам, редактируя духовные книги, издание которых предпринял старец Макарий.

lh

#Жущественнее всяких книг и всяко-■ "го мышления — найти святого пра-жЯвославного старца, который бы Щи/ мог быть твоим руководителем, которому ты мог бы сообщать каждую мысль свою и услышать о ней не его мнение, более или менее умное, но суждение святых отцов. Такие старцы, благодаря Бога, еще есть в России, и если ты будешь искать искренно, то найдешь», — писал 10 июля 1851 года И. В. Киреевский своему единомышленнику «по славянофильству» А. И. Кошелеву. Собственного «святого православного старца» он к тому моменту уже обрел. Им стал прп. Макарий Оптинский.

Перелом в мировоззрении Ивана Васильевича Киреевского, воспитанного матерью и наставниками (среди которых особое место принадлежит В. А. Жуковскому) на западный манер, произошел не вдруг. А начался он с... женитьбы. После свадьбы Иван Васильевич с удивлением обнаружил в своей жене Наталии Петровне (в девичестве Арбеневой) «богомолку» — да к тому же последовательную и просвещенную. Она молилась утром и вечером, ходила в церковь не только по большим праздникам, но каждое воскресенье, и состояла под духовным руководством иеромонаха московского Новоспасского монастыря Филарета (Пуляшкина). Не без любопытства, но и не особенно доверяя, присматривался Киреевский к «увлечениям» молодой супруги. Постепенно, однако, он сам осознанно пришел к Православию. Уже в начале 1840 года М. П. Погодин сообщал М. А. Максимо

Иван Васильевич Киреевский, репродукция с ныне утраченного дагерротипа.

вичу: «Иван Киреевский сделался очень набожен».

К началу 1840-х годов относится и знакомство И. Киреевского с Оптинским старцем Макарием, с которого началось их длительное и плодотворное сотрудничество, связанное с изданием духовных книг.

Надо сказать, что духовной литературы в то время в России издавалось очень мало. Подобные издания появлялись лишь по распоряжению Синода, печататься же они могли исключи

тельно в духовных типографиях. Труды святых отцов, духовные поучения распространялись в рукописях. Такое положение печалило оптин-цев, и в 1846 году Оптина Пустынь взяла в свои руки дело издания душеполезных книг, столь тогда необходимых. Первым изданием, подготовленным старцем Макарием и его «редколлегией», стала книга «Житие и писания молдавского старца Паисия Величковско-го». За ней последовали и другие. И. В. Киреевский и его жена принимали ближайшее участие в издательской деятельности монастыря. Рукописи, подготовленные к печати в скитской келье старца Макария, читал сначала митрополит Московский Филарет (Дроздов), затем цензор (протоиерей Феодор Голубинский). После этого рукопись попадала к Киреевскому, который должен был уточнить перевод, сверившись при этом с множеством источников. По каждому спорному вопросу он считал себя обязанным сноситься со старцем Макарием. На оп-тинские издания супруги Киреевские жертвовали и собственные средства.

Между тем доходов имение Киреевских почти не приносило. Известно, что значительную часть урожая супруги отдавали небогатым монастырям — и прежде всего Оптиной. В доме их часто гащивали монахи. Для них был выстроен особый домик в стороне от барского дома. Здесь, в этом домике, останавливался старец Макарий, приезжавший к Киреевским для работы над корректурами. Часто бывал в оптинском скиту и сам Иван Васильевич.