050. Свято-Введенская Оптина Пустынь, страница 25

050. Свято-Введенская Оптина Пустынь, страница 25

МОНАСТЫРЬ II МИР

Надгробия над могилами Ивана Васильевича и Петра Васильевича Киреевских в Отчиной Пустыни.

В начале 1850-х годов при. Макарий благословил И. Киреевского на писание статей в православном ключе. Одна из них — «О характере просвещения Европы и его отношении к просвещению России» (1852) — получила широкую известность. В ней Иван Васильевич, размышляя о разнице в духовном устроении России и Европы, утверждал: «Христианство проникло в умы западных народов через учение одной римской церкви — в России оно зажигалось на светильниках всей Церкви Православной; богословие на Западе приняло характер рассудочной отвлеченности — в православном мире оно сохранило внутреннюю цельность духа; там движение ума к истине посредством логического сцепления понятий — здесь стремление к ней посредством внутреннего возвышения самосознания к сердечной цельности и средоточению разума; там искание наружного мертвого единства — здесь стремление к внутреннему, живому; там церковь смешалась с государством, соединив духовную власть со светскою и сливая церковное и мирское значение в одно устройство смешанного характера, — в России она оставалась не смешанною с мирскими целями и устройством; там схоластические и юридические университеты — в древ-

КШТОВ . ШШСАН1Я

ЯМДАКиГО 1ТЛГЦЛ

плтая выичковсваго.

с»

ней России молитвенные монастыри, сосредоточившие в себе высшее знание... Там враждебная разграниченность сословий — в древней России их единодушная совокупность при естественной разновидности».

Работа над статьями и дневниковые размышления (вести дневник Иван Васильевич начал по благословению старца Макария) привели Киреевского к намерению создать обширный философский труд. Об этом замысле мы можем судить по его статье «О необходимости и возможности новых начал для философии» (вышла во второй книжке журнала «Русская Беседа» с пометой «Статья 1-я»). Продолжения не последовало. 12 июня

«Житие и писания молдавского старца Паисия Величковского». Эта книга была издана в 1847 году при непосредственном участии И. В. Киреевского. До этого она публиковалась в журнале «Москвитянин», который в конце 1844 — начале 1845 годов редактировал И. Киреевский.

1856 года И. В. Киреевский скончался от холеры.

Над гробом Ивана Васильевича протоиерей Феодор Сидонский сказал: «Да, братия, перед нами гроб русского мыслителя, которому величие и достоинство России, предшествовавшее и ожидаемое кроющееся в ее религиозно-нравственных верованиях, составляли источники немаловажных утешений, которому "цельный образ воззрения", как сам он, покойный, выражался, православной славянской старины являлся залогом обновления всего европейского просвещения... Не напрасно же возгласили мы, соучастники печального обряда, почившему рабу Божию Иоанну вечную память и как христианину, живущему с верою, и как писателю, не стыдившемуся свидетельствовать о вере».

Прах русского религиозного мыслителя покоится в Оптиной Пустыни. Близ него похоронены его жена и брат — Петр Васильевич Киреевский, известный своей деятельностью по собиранию русского фольклора.

: