050. Свято-Введенская Оптина Пустынь, страница 28

050. Свято-Введенская Оптина Пустынь, страница 28

два дня б оптиной

Несмотря на краткость пребывания Ф. М. Достоевского в Оптиной Пустыни, можно с уверенностью сказать, что поездка в знаменитую обитель и разговор со старцем Амвросием — одна из значительных вех в его биографии. Нашла беседа со старцем свое отражение и в последнем романе Достоевского — «Братьях Карамазовых».

Я

Б

1878 году семью Достоевских постигло страшное горе. Умер младший сын писателя, Алеша. «Федор Михайлович был страшно поражен этою смертию, — вспоминала А. Г. Достоевская, жена писателя. — Он как-то особенно любил Лешу, почти болезненною любовью, точно предчувствуя, что его скоро лишится. Федора Михайловича особенно угнетало то, что ребенок погиб от эпилепсии — болезни, от него унаследованной. Судя по виду, Федор Михайлович был спокоен и мужественно выносил разразившийся над нами удар судьбы, но я сильно опасалась, что это сдерживание своей глубокой горести фатально отразится на его и без того пошатнувшемся здоровье. Чтобы хоть несколько успокоить Федора Михайловича и отвлечь его от грустных дум, я упросила Вл.С. Соловьева, посещавшего нас в эти дни нашей скорби, уго-

Вверху слева: Портрет Ф. М. Достоевского работы В. Г. Перова.

Вверху справа: Выбрав Владимира Соловьева в качестве сопровождающего для своего мужа в его паломничестве, А. Г. Достоевская руководствовалась следующим соображением: «Соловьев хоть и был, по моему мнению, "не от мира сего" но сумел бы уберечь Федора Михайловича, если б с ним случился приступ

ворить Федора Михайловича поехать с ним в Оптину пустынь, куда Соловьев собирался ехать этим летом».

20 июня 1878 года Достоевский вместе с Соловьевым уехал в Москву, а оттуда — в Оптину. За двое суток оп-тинского житья он трижды встречался со старцем Амвросием — один раз прилюдно и два раза наедине. Для нас

навсегда останется тайной, о чем говорили великий старец и великий писатель. Но нечто — и, пожалуй, самое важное — об их разговоре мы знаем. Ибо он, этот разговор, нашел отражение в «Братьях Карамазовых» — в виде диалога старца Зосимы с бабой, женой извозчика, исстрадавшейся по маленькому умершему сыну. Анна Григорьевна Достоевская была твердо уверена в том, что слова, сказанные Зосимой бабе в романе, — это те самые слова, которые прп. Амвросий сказал Федору Михайловичу, и у нас нет оснований ей не доверять. Описывая житейские детали, Анна Григорьевна всегда выступает скрупулезным мемуаристом.

К слову, у «Братьев Карамазовых» по их опубликовании обнаружились серьезные оппоненты (и в том, в частности, что касается «достоверности» этого текста). Особенно нападал на