050. Свято-Введенская Оптина Пустынь, страница 30нл Берегу Бои^ьёй реки «Велика и несравненно прекрасна река Божья — святая Оптина!» — восклицал духовный писатель С. А. Нилус, проведший несколько лет в начале XX века «на берегу» этой реки. Сейчас, спустя сто лет, эти слова можно повторить вновь. Ж птина Пустынь была передана 1% Церкви в канун тысячелетия Кре-%1щения Руси. Когда первые насель-рг ники прибыли в монастырь, их глазам открылась удручающая картина «тотальной разрухи». Сознательное разрушение первых лет советской власти сменялось постепенным и как бы «нечаянным» разрушением последующих десятилетий, и в итоге Оптина превратилась из процветающего уголка русской земли в самый что ни на есть глухой угол. Церкви лежали в руинах. На месте Владимирского храма стояли сараи, в которых местные жители (а в Оптиной жили десятки семей, ничуть не смущаясь царившим вокруг запустением) держали скот. Во Введенском соборе устроили гараж для тракторов, принадлежавших профтехучилищу. Налаживая монастырскую жизнь, иноки первым делом закрыли проездную дорогу через обитель, пустив ее в обход монастырских стен (от них, кстати, к концу 1980-х годов тоже мало что оставалось). Затем начались работы по восстановлению храмов, жилых и хозяйственных построек, устройству мастерских — то есть всего того, что требуется для нормального существования монастыря. Первая литургия была отслужена в обители 3 июня 1988 года в надвратном храме в честь Владимирской иконы Божией Матери. Через несколько дней после этого знаменательного события состоялась канонизация преподобного Амвросия Оптинского, ставшая первым большим праздником в новейшей истории Оптиной. Сегодня Оптина Пустынь является одним из крупнейших и известнейших русских монастырей. Это ставропиги-альная, то есть управляемая непосредственно Патриархом, обитель. Патриарх — священноархимандрит Оптиной, а повседневной жизнью монастыря руководит наместник. Братии в Оптиной Пустыни — более ста человек. Каждый из иноков несет свое послушание. Монастырь очень велик, обширны его подсобные хозяйства, к тому же надо ежедневно предоставлять кров и трапезу сотням паломников — поэтому трудиться оптинским насельникам приходится неустанно. В особенности много сил отнимает уход за полями и огородами, вообще — «сельскохозяйственные послушания». И здесь оптинцы открыли, что незаменимую помощь оказывают лошади. Сначала предполагалось, что они могут быть только «работниками на полставки», а основную нагрузку должны все-таки взять на себя машины. Но опытным путем выяснили, что хорошая рабочая лошадь имеет множество преимуществ перед техникой. Хотя бы потому, что Слева: Один из первых крестных ходов в возрождаемой Оптиной Пустыни. Внизу: Восстановленные корпуса. ■
|