050. Свято-Введенская Оптина Пустынь, страница 21

050. Свято-Введенская Оптина Пустынь, страница 21

святыни

mm к

Лития (в дословном переводе с греческого «усердная молитва») — в православном богослужении часть всенощного бдения накануне праздников. Следует за ектенией, начинающейся со слов: «Исполним вечернюю молитву нашу Господеви». Содержание молитв литии свидетельствует о том, что появление ее связано с общественными бедствиями, постигавшими Византию. В настоящее время лития совершается, помимо предпразничных всенощных бдений, во время общественных бедствий или при воспоминаниях о них, обычно вне храма, в соединении с молебном (иногда — и с крестным ходом). Особого рода лития — та, что установлена для моления об умершем.

«хранителя кельи», утверждая, что люди приходят не к нему, а к старцу Амвросию, и именно старец Амвросий подает утешение и вразумление, а вовсе не «скудоумный Нектарий». Со всем тем, многие замечали, что старец Нектарий обладает недюжинными познаниями по многим предметам, и даже спрашивали у близких к нему людей: какой университет он кончил? Преподобный же Нектарий звания в миру был совершенно простого (его отец работал на мельнице), а образовал себя уже в монастыре, читая, по благословению своих наставников, духовные и научные книги.

После закрытия монастыря преподобный Нектарий разделил горькую судьбу оптинекой братии. В 1923 году его арестовали, а после освобождения принудили покинуть Калужскую губернию. Окончил свои земные дни он в селе Холмищи на Брянщине и был похоронен на местном кладбище. 16 июля 1989 года здесь состоялось обретение его честных останков. В Оптиной их встречало множество богомольцев — и все вспоминали о дивном благоухании, распространившемся от мощей старца,

В Казанском храме, близ мощей преподобных Моисея и Антония, пребывают мощи прп. Исаакия I.

когда их торжественно несли по монастырскому двору.

Прошло несколько лет после того, как Оптина встретила мощи старца Нектария, и в 1993 году Святейший Патриарх Алексий II благословил провести обследование места погребения преподобных Моисея и Антония (Путиловых), похороненных в общем склепе у южной стены Казанского храма. В конце 1994 года их мощи были обретены и торжественно перенесены во Введенский собор. Возле них постоянно читалась неусыпаемая Псалтирь и каждый день совершалась лития по

Молебен перед ракой с мощами преподобного Амвросия (Гренкова), самого известного старца Оптинского.

Оптинским старцам. 22 января 1995 года мощи прпп. Моисея и Антония перезахоронили в специально устроенном склепе в Казанском храме.

Буквально через несколько недель (11 февраля 1995 года) состоялось обретение мощей еще одного Оптинского старца — преподобного Исаакия I (Антимонова), духовного сына прпп. Макария и Амвросия. Прп. Исаакий был настоятелем Оптиной Пустыни в 1862—1894 годах. При жизни своей он непрестанно подчеркивал значение старца в монастырской жизни. «Отцы и братия, — повторял святой, — нужно ходить к старцу для очищения совести!» Сам он не начинал ни одного дела без благословения прп. Амвросия и тяжело переживал его отъезд в Ша-мордино. «Двадцать девять лет провел я настоятелем при старце и горя не видел. Теперь же, должно быть, угодно Господу посетить меня, грешного, скорбями», — сокрушался преподобный Исаакий. Старца Амвросия он пережил на три года.

Обретенные мощи прп. Исаакия более трех месяцев пребывали открытыми. Тысячи паломников посетили за это время обитель, чтобы поклониться

Обсуждение
Понравилось?
Войдите чтобы оставить комментарий
Понравилось?