050. Свято-Введенская Оптина Пустынь, страница 19

050. Свято-Введенская Оптина Пустынь, страница 19

ЧУДЕСА

Дорога от Оптиной Пустыни к источнику преподобного Пафнутия вдоль и поперек исхожена паломниками.

общий смех. Кто-то выкрикнул: "К чему с таким делом, да к старцу?" Амвросий же ласково расспросил ее, как она кормит птиц. Дал совет, как за ними ухаживать, благословил ее и простился. Тем же, которые смеялись над бабой, он заметил, что в этих индюшках вся ее жизнь. А индюшки у бабы, что удивительно, после совета старца, дохнуть-то перестали». Для старца не существовало мелочей, и нынешние паломники без всякой боязни «быть смешными» раскрывают возле его мощей все свои большие и малые скорби.

Помимо мощей старцев Оптинских, в монастыре (а точнее, близ него) есть еще одна святыня, особо почитаемая паломниками как чудотворная. Это источник, освященный во имя преподобного Пафнутия Боровского. Известно, что еще до революции оптинские старцы посылали своих духовных чад и посетителей к этому источнику. Сегодня на нем опять происходят исцеления и чудеса. Выкупавшись в ледяной воде источника, люди излечиваются от застарелых болезней, которым, казалось бы, холод вовсе противопоказан (например, зафиксированы случаи избавления от хронического бронхита). Но строгая святость этого места такова, что здесь подаются не только долгожданные исцеления, но и вразумления маловерам. Местные жители хранят воспоминание о том, как уже в советскую эпоху, когда монастырь был закрыт, а часовня над источником преподобного Пафнутия — разрушена, одна девочка решила прополоскать в нем белье. На речку ей казалось идти далеко, к тому же в школе детям подробно разъясняли, что «так называемые святые источники» — это «выдумка попов», нужная лишь для того, чтобы «одурманивать трудящиеся массы». Едва обработанная агитпропом школьница опустила в источник белье, как из воды начал подыматься некто. Безбожная власть установилась лишь недавно, и дети еще не успели забыть, как выглядят на иконах те или иные святые. В монахе, поднявшемся из воды, девочка с ужасом узнала прп. Пафнутия Боровского. Он погрозил ей пальцем,

ного Пафнутия не прекращалось. Это вызывало обеспокоенность властей — и не только козельских: подобная «проблема» была головной болью для многих райкомов и обкомов. Не имея храмов, икон, мощей, люди шли к тем святыням, которые еще сохранились. И паломничество на святые источники приобрело в советские годы чуть ли не массовый характер. С паломничествами подобного рода боролись радикально: источники и колодцы цементировали, засыпали, уничтожали так, чтобы и следа не оставалось. То же произошло и с источником прп. Пафнутия Боровского. Его по сути забетонировали. Но вода нашла выход в другом месте, и родник забил с новой силой. Сейчас источник преподобного Пафнутия вполне благоустроен, есть здесь и купель. В летние месяцы возле него бывает почти столь же многолюдно, как и в самой Оптиной Пустыни.

Возле купели на источнике прп. Пафнутия Боровского летом никогда не бывает безлюдно.

и, бросив корзину с бельем, советская школьница дала деру во все лопатки, причем из головы ее начисто выветрилось все, что говорила учительница про «поповские сказки».

После закрытия Оптиной Пустыни паломничество к источнику преподоб