005. Бородице-Рождественский Саввино-Сторожевский монастырь, страница 6

005. Бородице-Рождественский Саввино-Сторожевский монастырь, страница 6

ИСТОРИЯ

Простому, но не без изящества дворцу царя Алексея Михайловича присуща скорее легкость, нежели величавость.

монастырю грамоту, по которой, в связи с разорением «от литовских людей», велено было не брать с монастырских товаров пошлин при их перевозке по реке Москве.

При Михаиле Федоровиче обитель с каждым годом все более процветала. Государь часто ездил сюда на богомолье, жаловал монастырь грамотами и вкладами. На колокольне было три колокола с именем царя Михаила: один, вседневный, отлит в 1636-м, а два другие — в 1620 году.

Время правления царя Алексея Михайловича (вторая половина XVII века), которое называют «золотым веком русского благочестия», оказалось добрым и для обители преподобного Саввы. Усердием государя монастырь быстро залечил раны, нанесенные ему Смутным временем, и всего за несколько лет превратился в один из самых многолюдных, богатых и почитаемых на Руси. Восстановление и украшение обители государь начал с древ

него Рождественского собора, где под спудом почивали честные мощи основателя — преподобного Саввы, игумена Сторожевского, Звенигородского чудотворца.

По завершении работ в соборе, в 1650 году, появился царский указ о начале в монастыре большого строительства. Всего за шесть лет вокруг древнего собора сформировался новый, удивительный по своей красоте и гармоничности, архитектурный ансамбль, в котором каждое здание заняло свое, только ему предназначенное, место. Территорию монастыря полностью перепланировали, увеличив почти вдвое (частично засыпали и овраг, некогда разделявший две вершины горы Сторожи). Обитель состояла теперь из двух дворов, парадного и хозяйственного. Центром парадной части (и всего ансамбля в целом) осталась древняя святыня монастыря — собор Рождества Пресвятой Богородицы. Он, как и прежде, занимал самую высокую точку рельефа. Все остальные здания, обращенные фасадами к собору, расположились ниже по склону холма. Хозяйственные помещения были сосредоточены в северной части, за звонницей и Трапезной палатой, и не мешали лицезрению соборной площади. Почти все это сохранилось до наших дней. Исчезли лишь больничные палаты, от которых осталось единственное описание, сделанное Павлом Алеппским. Судя по нему, устроены они были как «монастырек в монастыре»: с особыми воротами, многочисленными кельями и со своим храмом — церковью во имя святого Иоанна, сочинителя «Лествицы, или Скрижалей духовных».

Саввино-Сторожевский монастырь сочетал в себе живописность с рациональным использованием рельефа местности. Павел Алеппский сравнивал его с обителью преподобного Сергия: «Монастырь святого Саввы меньше Троицкого, но построен по его образцу. Как тот я назвал бы женихом, так этот — невестой, и поистине это так, как мы видели своими глазами».

В 1652 году в монастыре произошло величайшее событие — были обретены нетленными мощи преподобного Саввы. Согласно монастырскому преданию, обретению мощей предшествовало чудесное спасение царя во время охоты самим преподобным Саввой. Алексей Михайлович в одно из своих посещений монастыря ходил на охоту в окрестные леса. Когда свита рассеялась

штшт

О степени почитания преподобного Саввы можно судить и по тому, что Лжедмитрий II отправлял свою жену в Саввину обитель для поклонения мощам святого. Ему хотелось этим снискать народную любовь для себя и Марины Мнишек. В сентябре 1608 года Лжедмитрий писал Юрию Мнишеку, что имеет желание послать Марину в Звенигород «для поклонения одному святому в монастыре звенигородском, дабы в Москве могло возрасти к нам великое уважение». Само по себе такое распоряжение свидетельствует, конечно, о лицемерной и притворной набожности самозванца, но вместе с тем являет, сколь велико было уважение к преподобному Савве и его обители.

Тяготы Смутного времени коснулись всех русских. Во многих церквях молились о скорейшем разрешении тяжелых испытаний. На гравюре 1890 года, выполненной по рисунку Ральфа Стерна, — вступление князя Дмитрия Пожарского в Московский Кремль в 1612 году.