005. Бородице-Рождественский Саввино-Сторожевский монастырь, страница 25

005. Бородице-Рождественский Саввино-Сторожевский монастырь, страница 25

святыни

V

к Ji

Иконы деисусного чина «Звенигородский» — творение Андрея Рублева. Слева — Спас; справа — апостол Павел.

Само место находки интересно. Успенский собор на Городке — едва ли не первый по времени строительства пример раннемосковского зодчества. Термин этот условен, по всему получается, что «раннемосковский» стиль возник едва ли не раньше, чем проявился в памятниках Москвы. Конечно, в Московском Кремле известна церковь Рождества Богородицы на Сенях, возведенная вдовой Дмитрия Донского Евдокией в 1394 году (от которой в многочисленных переделах уцелел первый ярус), но после нее каменные храмы на Москве появляются уже после пятнадцатилетнего перерыва.

Зато в Звенигороде за это время были построены оба собора — и Успения Пресвятой Богородицы на Городке, и Ее Рождества — в Саввиной обители. Попечени-ехм все того же Юрия Звенигородского позже построен и каменный Троицкий собор в Троице-Сергиевом монастыре.

Нетрудно заметить, что все первые памятники этого стиля возводились людьми, находящимися в духовном общении с Сторожевским чудотворцем: ведь и Андроник, первостроитель Спасо-Андроникова монастыря, был постриженником Троице-Сергиевой обители, а значит, являлся духовным сыном преподобного Саввы! Может быть, именно Сторожевский старец — один из основных «разработчиков» тех жизненных принципов и весьма важное «связующее звено» духовной и куль

турной среды возрождающейся после монгольского владычества Руси.

В самых первых памятниках освободившейся от монгольского ига Руси (в XIX веке этот период русской истории стали звать «Московской Русью», почему и в архитектуре закрепился термин «раннемосковское зодчество») ясно прослеживается возвращение к архитектурным традициям и принципам Владимирско-Суз-дальской Руси на новом уровне, стремление «оживить» черты домонгольской культуры.

В основе Успенского собора — четырехстолпная кре-стово-купольная форма; ряды живописных кокошников поднимаются к барабану купола (в наши дни кокошники пока не восстановлены); на стенах изумительные орнаменты... Живо напоминает он Дмитровский собор во Владимире или даже церковь Покрова на Нерли (правда, в настенных барельефах уже не видно грифонов, диковинных животных и библейских персонажей — лишь растительный орнамент в несколько полос).

Возведенные почти одновременно на Городке и в Саввино-Сторожевской обители соборы, кроме того, что явно были построены Юрием в память об отце (в праздник Успения в 1378 году случилась битва на реке Воже, а Рождество Пречистой — дата Куликовской битвы), еще и знаменовали единение духовной и мирской силы и славы. Наверно, потому и Патриарх Никон уже в свое время для воплощения одного из своих замыслов — пространственной иконы Небесного Града — изберет место неподалеку от Савиной обители.