013. Ферапонтов Белозерский Богородице-Рождественский монастырь, страница 15ПУТЕВОДИТЕЛЬ фрески ССЖОР^ РОЖД£СТ&£ БОГОРОДИЦЫ Фресковый ансамбль, созданный в Ферапонтовом монастыре мастером Дионисием с сыновьями, — уникальный памятник древнерусского искусства. В России уцелело очень мало цельных фресковых ансамблей такой сохранности. Замечательно, что на протяжении нескольких веков своего существования фрески Дионисия почти не поновлялись. Вплоть до конца XIX века росписи Ферапонтова монастыря находились в забвении. Упраздненный монастырь привлекал внимание образованной публики почти исключительно как место заключения Патриарха Никона. Богомольцы же чтили обитель ради угодников Божиих — прпп. Ферапон-та и Мартиниана. Первым человеком, обратившим внимание на росписи собора Рождества Богородицы, был И. И. Бриллиантов. В своей книге, уже упоминавшейся нами, он писал: «Стены собора, не исключая его сводов и купола, сплошь украшены старинной фресковой живописью». Здесь же он приводит надпись, сделанную в софите северной двери, где указано имя иконник не тот ли знаменитый в свое время иконописец Дионисий, которому в 1482 году заказывал писать иконы архиепископ Ростовский Вассиан?» Первая специальная работа, посвященная фрескам Ферапонтова монастыря, увидела свет в 1911 году. Написан- изографа, работавшего над росписями. Расшифрованная, надпись эта выглядит так: «В лето 7010 месяца августа в 6 на Преображение Господа нашего Исуса Христа начата бысть подписывана церковь. А кончана на 2 лето месяца сентявреа в 8 на Рождество Пресвятыа Владычица нашыа Богородица Мариа. При благоверном великом князе Иване Василиевиче всеа Руси, при великом князе Василие Ивановиче всеа Руси и при архиепископе Тихоне. А писци Деонисие иконник с своими чады. О Владыко Христе, Всецарю, избави их, Господи, мук вечных». Исходя из этого «сообщения», Бриллиантов предположил, что речь идет именно о прославленном Дионисии Московском: «Упоминаемый здесь Дионисий ная В. Т. Георгиевским, она положила начало серьезному изучению этого памятника и его реставрации. Согласно уже цитированному выше «автографу» Дионисия, работа над росписями Богородице-Рождественского собора продолжалась чуть более месяца, поскольку год в Древней Руси начинался в сентябре (совпадая с началом церковного новолетия). За это время Дионисий с сыновьями и подмастерьями создали триста фресковых композиций, занимающих общую площадь около шестисот квадратных метров. Программу росписей разработал, скорее всего, владыка Иоасаф, который и был заказчиком каменного собора. Человек, безусловно, богословски образованный, он составил иконографическую схему, замечательную по согласованности сюжетов. При этом, конечно, в раскрытии тончайших смыслов росписи, рождающихся из переклички различных композиций, немалая заслуга принадлежит и самому Дионисию. Росписи собора Рождества Богородицы можно условно разделить на три цикла — цикл Семи Вселенских Соборов, цикл евангельских событий и притч и, наконец, самое Вверху: Богоматерь на престоле. Фреска в конхе алтарной апсиды. Слева: Фреска «Покров Богоматери».
|