013. Ферапонтов Белозерский Богородице-Рождественский монастырь, страница 16

013. Ферапонтов Белозерский Богородице-Рождественский монастырь, страница 16

ПУТЕВОДИТЕЛЬ

главное, так называемый акафистныи цикл, иллюстрирующий акафист Пресвятой Богородице.

Как доносит до нас предание, первое исполнение акафиста Божией Матери состоялось 7 августа 626 года в Константинополе, осажденном персами и аварами. Акафист включает в себя 13 кондаков и 12 икосов, чередующихся друг с другом. В первой части акафиста изложена история Боговоплоще-ния, содержащая следующие сюжеты: Благовещение, встреча Девы Марии и Елизаветы, Рождество Христово, поклонение пастухов, поклонение волхвов, бегство в Египет и Сретение. Вторая половина текста прославляет Божию Матерь и Спасителя. В монументальной живописи Византии иллюстрации акафиста Пресвятой Богородице присутствовали уже в XIII—XIV веках. Однако расположение аналогичных композиций в соборе Рождества Богородицы существенно отличается от византийских образцов. Да и в стилистике своей Дионисий уходит от византийских прототипов, в более раннее время игравших значительную роль в русском искусстве. Как правило, смысловым центром иконы является лик. У Дионисия смысловую нагрузку несут и фигуры тоже. Почти бесплотные, вытянутые, обрисованные подчеркнуто линеарно, они как бы «договаривают» зрителю то, что обычно должны говорить лики (которые, если

Особую смысловую нагрузку несут в общей композиции росписей изображения святых. Так, на внутренних гранях предалтарных столбов друг напротив друга представлены апостол Иаков, брат Господень (на иллюстрации слева), и сет. Петр, первый митрополит Московский (справа). Таким образом, автор программы росписей сопоставляет первого христианского епископа с первым святителем московским.

мы говорим о монументальных фресковых ансамблях, не всегда возможно разглядеть).

Чрезвычайно важную роль играет в общей композиции росписи сюжет «Покров Богоматери», проиллюстрированный Дионисием в восточном люнете над алтарем. Здесь Богородица предстает Защитницей и Покровительницей христиан. Символично, что фреска «Покров Богоматери» расположена прямо напротив «Деисиса» из «Страшного суда», занимающего западную стену церкви.

Другая важнейшая композиция фрескового цикла собора Рождества Богородицы размещена в конхе алтарной апсиды, то есть непосредственно над главным местом в храме — над алтарем. Эта композиция представляет Богоматерь на престоле, окруженную двумя коленопреклоненными ангелами. Особенного внимания заслуживает то, что Дионисий, изображая Божию Матерь на престоле, следует древнейшему иконографическому канону, сформировавшемуся еще в раннехристианское время. Богоматерь покойно сидит на троне, у Нее на коленях — Предвечный Младенец, Которого Она придерживает правой рукой. В левой, опущенной, руке Богоматерь держит белый плат.

Вообще, богородичные сюжеты имеют главенствующее значение в Дио-нисиевом цикле, что и понятно — собор