013. Ферапонтов Белозерский Богородице-Рождественский монастырь, страница 17

013. Ферапонтов Белозерский Богородице-Рождественский монастырь, страница 17

ПУТЕВОДИТЕЛЬ

ЙРНГ1

Люнет (люнетта) — арочный проем в стене или своде, горизонтально ограниченный снизу. Апсида — полукруглый выступ в восточной стене храма, где располагается алтарь. Кроме одноапсидных, встречаются трех- и пятиапсидные храмы. Конха — полукупольное завершение апсиды. В конхе алтарной апсиды обыкновенно изображались Спаситель или Богоматерь.

В куполе храма изображен, в соответствии с иконографическими канонами, Христос Вседержитель.

был освящен в честь Рождества Богородицы. Об этом событии, явившемся первым шагом к Боговоплощению, рассказывают фрески наружной стороны западного портала — «Рождество Богоматери», «Омовение Богоматери», «Богоматерь в колыбели» и «Ласкание Богоматери». Именно эти фрески «встречали» входившего в храм.

Необходимо остановиться на художественных средствах, с помощью которых Дионисий смог добиться особой выразительности как фрескового ансамбля в целом, так и отдельных его частей. Прежде всего, как и иконописцы прошлых поколений, Дионисий подчиняет смысловое членение росписей внутреннему устройству храма, что значительно облегчает для зрителя «чтение» сюжетов. Затем, его композиции никогда не создают ощущения стесненности, даже если на них изображено много фигур. Эффект «присутствия воздуха» Дионисий создает, оставляя незаполненным центр композиции. На этот эффект работают и подчеркнуто простые архитектурные фоны, и общий колорит росписей.

Условно его можно назвать «бирюзовым» или «лазоревым» (именно такими, небесно-лазоревыми, кажутся фрески Дионисия тому, кто впервые попал в собор Рождества Богородицы и еще не успел «осмотреться» здесь). Он формируется за счет сочетания тончайших тонов. Больших плоскостей, заполненных темным цветом, в соборе практически нет (исключение составляют, пожалуй, лишь пурпурные одеяния Богоматери). Важна также в цветовой концепции Дионисия и охра. Ею написаны многие одеяния и постройки.

Ад. Фрагмент росписей западной стены собора, занятой композицией «Страшный суд».