013. Ферапонтов Белозерский Богородице-Рождественский монастырь, страница 20ПФ ШИТШ\ ПР9П0ДОБН«Г0 ЛАРТИНИШВ разные времена у раки прп. Мартиниана совершалось множество чудес. Страждущие паломники особенно почитали этого святого и считали его молитву «сильной у Бога». Неиссякаемым источником помощи стали для верующих мощи прп. Мартиниана, почивающие под спудом в Ферапонтовом монастыре. Сохранилось множество записей о «чюдесах», происходивших возле мощей подвижника. Особенно трогательно одно из них, об исцелении прокаженного юноши Стефана, «пско-витина родом». Вот что сообщает летописец о его бедственном положении: «Опроказися рука деснаа (правая) ему и бысть толико тяжка, яко железо некое и мало можаше владети ею». Заболев, молодой человек стал ходить по монастырям и святыням, «но обшед многа места и не обрете никоея же пользы». Болезнь тем временем усугублялась, и Стефан понял, что заниматься своей мирской профессией он уже не сможет (он был «среброкузнецом»). Найдя где-то иноческое платье, он надел его и пришел в Кирилло-Белозерский монастырь, прося, «дабы его причли стаду Христову». Игумен же не принял юношу по причине проказы, и он, про Церковь преподобного Мартиниана, выстроенная в Ферапонтовом монастыре в 1640—41 годах. жив три недели в странноприимном доме, ушел из Кирилло-Белозерской обители в Ферапонтов монастырь. В Ферапонтовом монастыре Стефана приняли за монаха, глядя на его одежду («яко иноческая носяща»), и поселили в одной из келий. Около трех месяцев он жил здесь, и за это время его болезнь сделала зловещие успехи: «рука же его толико согни (сгнила), яко не возмощи с ним никому же в келии жити, не близ его стояти смрада ради бывающаго от него». Клиросное послушание, назначенное ему, несчастный Стефан исполнял уже с трудом — не мог творить поклонов, а крестился только левой рукой. Днем и ночью пребывал он в страхе, что вот-вот его выгонят из монастыря. В такой-то скорби пришел он однажды ко гробу преподобного Мартиниана и стал молиться о своем исцелении, давая обет до конца жизни подвизаться в Ферапонтовом монастыре. Помолившись усердно, он сознался келарю и старцам (игумен в то время находился в отъезде «потреб ради монастырских»), что обманул их — оделся в монашеское платье, не будучи иноком. Теперь же Стефан со слезами умолял совершить над ним постриг. Келарь сжалился над несчастным юношей и повелел постричь его с именем Сергий. На другой день новопострижен-ный инок Сергий вновь отправился ко гробу прп. Мартиниана «и со многою жалостию и слезами моляшеся, прилагая и руку свою болящую к раце (к раке) святаго». Ночью, заснув, Сергий увидел, что некто пришел к нему и сказал: «Востани и молися!» Сначала юноша так испугался, что ничего не понял, а потом вдруг почувствовал необычайную легкость в больной руке. Вот как описывает это летописец: «И ощути лехкость безмерную от сущия ему болезни; бе бо рука его
|