013. Ферапонтов Белозерский Богородице-Рождественский монастырь, страница 23

013. Ферапонтов Белозерский Богородице-Рождественский монастырь, страница 23

святыни

Игумен приказал спустить воду из раки, что и было сделано. «Нецыи же от братий, — указывает летописец, — бяху верою утверждени к святому, взяша от воды тоя в сосуд мал на благословение, такожде и мирстии (мирские) человецы близ ту сподобишася быти и взяша такожде в сосуды воды тоя». Через воду эту, как говорится в житии, многие люди получили исцеления. Дальше агиограф говорит, что монахи впоследствии очень сожалели, что мало набрали «воды от преподобного». Описание же ей давалось такое: «Несть ея вид, яко же есть земным водам естество, но чиста бяше всяко и светла, яко слеза некая».

Кроме мощей преподобного Мартиниана, в Ферапонтовом монастыре хранятся его подризник и фелонь. Изготовленные из простой материи, они ничем, кроме формы, не напоминают более поздних, богато украшенных, священнических облачений и дают наглядное представление о том, насколько прост и скромен был быт монастыря в его древнейшую эпоху. Подризник и фелонь преподобного представлены в экспозиции музея, расположенной в трапезной Благовещенской церкви. Там же присутствуют и многие другие предметы, связанные с историей Ферапонтовой обители, — иконы, документы, богослужебная и обиходная

Фелонь прп. Мартиниана.

Житийная икона прпп. Ферат

Мартиниана находится в музее.

утварь. Среди ценнейших предметов — старинный антиминс из собора Рождества Богородицы и житийная икона прпп. Ферапонта и Мартиниана Белозерских (XVII в.)

Впрочем, некоторые святыни Ферапонтова монастыря избежали «музее-фикации». Речь идет, прежде всего, об афонском списке с иконы Божией Матери «Скоропослушница», сделанном в 1911 году. Сестры возобновленной обители особо чтили эту икону. Теперь она помещается в надвратной церкви, в левом ее приделе.

mm

Антиминс (греч. «вместо» и лат. «престол») — буквально «вместопрестолие». Плат с зашитыми в него частицами мощей, на котором совершается литургия. Обычно антиминс бывает четырехугольным, из шелковой или льняной материи. На современных антиминсах, как правило, изображается положение Господа Иисуса Христа во гроб, а также орудия Его казни и четыре евангелиста. Антиминс освящается архиереем по особому чину. Происхождение антиминса связано с обычаем совершать литургию на гробницах мучеников, принятым у первых христиан. Впоследствии частицы мощей стали вкладывать в престолы храмов, а на рубеже VIII—IX веков — зашивать в материю и полагать ее поверх престола. Когда литургия не совершается, антиминс оборачивается особым платом, называемым илитон (греч. «обертка»). Илитон символизирует Плащаницу, которой было обвито тело Иисуса Христа во гробе.

Фелонь (греч. «плащ») — богослужебное облачение священника. В древности имела форму длинной одежды без рукавов, с прорезью для головы. Впоследствии, удобства ради, на подоле фелони стали делать разрез, доходящий до пояса. Современная русская фелонь отличается от восточных наличием жесткого приподнятого оплечья.