013. Ферапонтов Белозерский Богородице-Рождественский монастырь, страница 12ШЗЬ-ИНМПричудлива судьба прп. Кассиана Грека. Греческий князь по рождению, он принял постриг в Ферапонтовом монастыре, а окончил свои земные дни основателем обители близ Углича. Икона преподобного Кассиана Грека, писанная в 1739 году мастером Андреем Яковлевым. В Угличе прп. Кассиана почитают «своим» святым, почему и называют «Кассианом Угличским». таигон Тропарь прп. Кассиану Греку, Угличскому чудотворцу, глас 4 Вётхаго Рима имея воспитание, / державу отечества своего, град Мангупский, оставль, / и ни-вочтоже вменил есй княжение / и славу маловрёменную суетнаго вёка Христа ради, / и паче земнаго богатства избра богатство себё Небёсное и славу вёчную, / возвысив ум свой к Богу, / и житиё своё со Ангелы вожделёл есй восприяти, / про-мышлёнием Божёственнаго разума направляемь / и богоснасаемаго Углича града достйгл есй, / и близ в предёлех области его над Волгою рекою в пустыню вселйвся, / и обитель преславну в честь Божия Матере воздвйгл есй, /ив ней тёло своё предложив яко дар освящён. / Тем молим тя, отче Кассиане, / моли Христа Бога, / да спасёт души наша. ■""J 1472 году ко двору великого князя Московского Ивана III прибыла I |с многочисленным посольством L1 его невеста Софья Палеолог, племянница византийского императора. В числе ее свиты находился греческий князь Константин Мангупский. Он был, как и прочие, ласково принят Иваном III и пожалован «грады с волости на кормление». Но Константин от даров отказался, «славы мира сего не хотяще». Несколько лет жил он (и жил очень скромно) при дворе великого князя, а после отправился в Ростов, будучи назначен владычным боярином к архиепископу Ростовскому Иоасафу. Греческий князь скоро сблизился с владыкой Иоасафом. Сходные друг с другом в происхождении, образовании и умонастроении, они легко понимали друг друга и со временем сделались почти неразлучны. Когда владыка оставил архиепископскую кафедру и удалился в Ферапонтов монастырь, Константин последовал за ним. Здесь он поселился в особой келье, причем жизнь вел совершенно иноческую, но постриг принимать не спешил. И вот однажды, утомленный всенощным бдением, князь задремал в своей келье. Проснувшись же, он был очень испуган и громко звал монаха, жившего с ним «для береженья». При этом ничего внятного он сказать не мог. Монах Филарет, не зная, чем помочь Константину, доложил о случившемся владыке Иоасафу и игумену. Когда они пришли, князь уже немного успокоился и рассказал им, что во сне ему явился преподобный Мартиниан и велел принять постриг. Князь ответил ему на это: «Не постригусь». А прп. Мартиниан пригрозил: «Я буду бить тебя этим жезлом, постригись». Долго продолжался этот «сонный спор», и преподобный Мартиниан замахнулся таки жезлом на упрямца. Тут-то он и проснулся в страхе. Постриг, по просьбе князя, более не откладывали. Совершил его сам игумен. В иночестве Константин Мангупский получил имя Кассиана. Прошел примерно год с описываемых событий, и инок Кассиан удалился, уединения ради, из Ферапонтова монастыря в окрестности Углича. Здесь, при впадении речки Учмы в Волгу, он основал новую обитель. В обустройстве ее преподобному Кассиану немало помогал угличский князь Андрей, впоследствии заточенный своим братом Иваном III в темницу. В 1504 году (по другим сведениям, пятью годами позже) прп. Кассиан скончался. Уже при погребении его происходили многие чудеса и исцеления, проистекали они от мощей преподобного и впоследствии, однако записывать их стали лишь начиная с XVII столетия. WiCiOiJi
|